Смысл фильма «Адамовы яблоки»

Смысл фильма «Адамовы яблоки» Смысл фильма

Фильм Андерса Томаса Йенсен «Адамовы яблоки» (2005 год) представляет собой весьма необычную трагикомедийную драму. Зрителю она может показаться житейской историей из разряда «нарочно не придумаешь», а может обернуться изящной неопритчей без отчетливо выраженной морали. Датский кинематографист, которому присуще тяготение к черному юмору и элементам стеба, наполнил свою работу глубоким философским смыслом. Здесь много отсылов: к ветхозаветному сюжету про Иова, к евангельскому рассказу об искушении Иисуса Христа Дьяволом, к основам теорий религиозного и атеистического экзистенциализма. Получилась история одновременно простая и утонченная – такое бывает, когда за дело берется настоящий мастер жанра. Этакая киношутка с многослойным подтекстом: о вечном противостоянии добра и зла, о милосердии и человеколюбии, о метаморфозах людских взаимоотношений. А еще – о смысле жизни и судьбе, о том, что только сам человек решает, в какой реальности жить, за что бороться и что в итоге получать.

Драматургически фильм решен в ключе противостояния двух главных персонажей: осужденного неонациста, присланного на исправительные общественные работы в небольшое датское поселение, и местного священника, исполняющего обязанности сельского декана.

  • Адам Оле Петерсен – бритоголовый ультраправый, циничный и жестокий громила с кулаками, бывший лидер неонацистской группировки, безбожник и дьявол во плоти.
  • Ивэн Фельстед – крайне праведный пастор сельского прихода, блаженный и одновременно эксцентричный священник, известный своим неординарным отношением к религиозным канонам.
  • Адам на три месяца направлен в приход Ивэна, чтобы после условно-досрочного освобождения пройти здесь испытательный срок. Пастор полон решимости наставить заблудшего на путь истинный. На его счету уже перевоспитание многих: падшей женщины Сары Сведсен, бывшего надсмотрщика концлагеря Поля Нордкапа, алкоголика и насильника Гуннара, грабителя Халида. А вот предводитель банды скинхедов настроен агрессивно и по-боевому. Он намерен немного отсидеться в глуши и вернуться к своему прежнему занятию – бороться с несовершенством мира с помощью экстремистских действий.
  • Основная интрига фильма: кто из героев победит – блаженный священник Ивэн, все существование которого заключено в отрицании зла, или сотканный из гнева и насилия неонацист Адам, воплощающий то самое зло. При этом история запараллелена: как Адам искушает Ивэна безверием, так и Ивэн искушает Адама верой.

Образы героев-антиподов сильно утрированы, чтобы подчеркнуть, что один из них попадает в совершенно чуждый ему мир, который еще более безумен и фанатичен, чем он сам. Захлебывающийся от внутренней агрессии скинхед сталкивается с культом самоотверженной веры и послушания благочестивого лютеранина. Главный смысл фильма в том, что время, которое Ивэн и Адам вынужденно проводят вместе, неожиданным образом изменяет обоих. По мере того, как развивается сюжет, у каждого наступает новый этап жизни, полный удивления и моральной перезагрузки.

По сюжету фильма Адаму поручено ухаживать за фруктовым деревом в церковном саду: взрастить его, получить к осени плоды, чтобы испечь для паствы яблочный пирог. Однако простая задача оборачивается целой чередой проблем – то дерево пожирают гусеницы, то назойливые птицы клюют урожай, то в дело вмешиваются радикалы. Поначалу Адам дал обещание выполнить поручении в шутку, чтобы пастор отстал от него со своими нравоучениями. Но постепенно оказывается, что все гораздо сложнее. Примечательна сцена ограбления магазина, когда каждый берет то, что ему нужно: Гуннар – еду и выпивку, Халид – деньги, Адам – микроволновку, чтобы испечь яблочный пирог.

Создатель фильма заворачивает в обертку из черного юмора библейские сюжеты, приправляет фривольными шутками философские положения экзистенциализма. Он изображает душу Адама в виде яблони – древа познания добра и зла из Эдемского сада. Не него обрушивается божий гнев в виде казней египетских (черви сомнений, вороны общественного мнения и прочее). Яблоня буквально превращается в горящий куст, наподобие тернового. Ну, а яблочный пирог в финале – это подношение просветленного и обновленного человека своему Крестителю.

Главный инструментарий фильма – библейские аллюзии – можно изменить на скандинавскую мифологию: вспомнить воронов Хугина и Мунина, молодильные яблоки и мировое древо Иггдрасиль. Смысл фильма от этого нисколько не изменится и не утратит своей метафоричности: пирог из адамовых яблок — как символ обретенной веры, переосмысления своих ценностей и перерождения. В итоге происходит чудо: Адаму Петерсону удается увидеть истинную ценность жизни и выбрать между реальностью навязанной и той, которую создал сам. Главный герой в полной мере познает истину: борясь с другой верой – обретаешь собственную.

В финале сюжет«Адамовых яблок» закольцовывается: на общественные работы к блаженному праведнику прибывают новые заблудшие души. Всех ждут мировоззренческие потрясения и чудеса, о которых они даже не подозревают. Ведь, как известно, у человека «в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её… как может».

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Ирина

    Отличный фильм!Можно и посмеяться и задуматься

    Ответить
  2. Татьяна

    Фильм сложный, после него тянет прочесть «Ветхий Завет» . Очень много аллегорий и отсылок. Однозначно советую к просмотру.

    Ответить
    1. А что вам понравилось в этом фильме?

      Ответить