Художественный фильм Г. Данелии «Афоня» снят в 1975 году. Это был период «золотых семидесятых», время «расцвета застоя», время, когда у народа было всё и не было ничего. Царство дефицита. Обычная шляпа на новом знакомом, привезённая женой из Риги, становится предметом, относящим тебя к классу избранных. Надел на голову – и вот ты уже не просто сантехник, а почти партийный функционер. Годы проходят, уже и эпоха застоя давно закончилась, совсем другие времена настали, а фильм не стареет… Значит, есть в нём что-то, что цепляет и нынешнего «оцифрованного» зрителя. Казалось бы, посмотрели, да и забыли. А нет.
О чем и какой смысл фильма Афоня
Главный герой истории — Афанасий Борщов, обычный советский рабочий 34 лет. И биография у него обычная. Родом из деревни, воспитывался у тётки, отслужил, закончил ПТУ, работает сантехником. Квартира отдельная, свобода… Днём работа, вечером выпивка, по субботам танцы… Казалось бы, жизнь прекрасна. Чего еще человеку надо? А вот болтается человек по жизни, как та рыба, которую рыбаки из сетей забыли достать и в проруби оставили. Качается, пока не сгниёт. Проблемами морали Афанасий сильно не заморачивается.
На танцах подрался – пустяки. Женщине нахамил – мелочи. Включил дурачка, притворился, что у тебя в чемодане есть дефицитная импортная прокладка – и уже подзаработал. То ли балбес, то ли прохиндей – не сразу и поймёшь. Если бы роль Афони сыграл другой артист, то зритель расценил бы его как подонка и мерзавца. А исполнитель окрасил эту роль красками добродушными. У него Афанасий Борщов – это обаятельный прохиндей, который живёт только для себя любимого. Классика — она и есть классика. В разные возрастные периоды зритель задумывается о разных проблемах, показанных в картине. Смотришь фильм в молодости – обращаешь внимание на комические эпизоды: «Родственник! Мне Афоня рубль должен! » или «Это энергичный танец! ».
Становишься чуть постарше – замечаешь другое: «А мне практикантов навязали! ». А вот в зрелом возрасте видишь и слышишь главное: «Значит, всё равно, куда лететь, гражданин?» В начале фильма Афанасия окружают опустившиеся персонажи – Федул с собутыльником, советские маргиналы. Скучно товарищам жить. И Афоне скучно. Одно развлечение – водочка. Выпил – вроде веселее. Да где денег на бутылку взять? Вот этот философский вопрос и становится основополагающим для данных индивидуумов. Казалось бы, потерялся наш Афоня. Бежит, а не знает куда. Бег по кругу. Думаешь: «И зачем этот фильм? Что мы, пьяниц не видели? ».
В начале фильма будущее Афони видится ясно – пойдёт по дорожке Федула. Потому что не интересно ему жить по правилам, хочется что-то изменить, а как – он не знает. Развернуться негде русской душе. Только водка, купленная на «левые» деньги, да походы по ресторанам помогают. Но неожиданно в жизнь Афони приходит некто Николай, у которого семья и дети есть, в которых смысл его жизни. С появлением Николая приходит надежда на то, что появится у Афони жизненная опора. Потому что ведь не совсем он пропащий. Магарыч получил – накормил практикантов обедом. А как хочется ему собственную значимость поднять: «А мне практикантов навязали! » Был бы совсем никудышный – относился бы он к мнению окружающих с полным равнодушием. Однако ему это небезразлично.
И как-то вдруг всё начинает меняться. Сильный толчок к тому, чтобы задуматься о своей жизни получает наш герой, когда на него снисходит влюблённость. Парень он деревенский, и мечта о счастье представляется ему как семейная идиллия в деревенской избе. На работе не ладится, коллектив заклеймил и осудил. Начальник приходит с душещипательной беседой. Одновременно еще и Катя – медсестра прилипает со своей навязчивой любовью. Кажется, в душе героя начинают просыпаться проблески чего-то похожего на совесть. А уж совсем всё переворачивается с ног на голову после взгляда на заколоченный отчий дом и прочтения писем тётке от самого себя. Это кульминация фильма.
Нет, это ещё не обретение жизненной опоры. Это удар под дых. Удар, который наносят ему не обстоятельства, а он сам себе отношением к собственному существованию. Именно в ночь, проведенную в родной избе «Конёк – Горбунок» понимает, что детство-то кончилось. Что пора человеком становиться. И не Афоней, а Афанасием.
Смысл финала фильма Афоня
Финал фильма – это аналогия с витязем на распутье. Что впереди? Жил ты в своё удовольствие, но тебя осудили. Растерянность, подавленность во взгляде. Казалось бы, на этом режиссёр мог бы и закончить. Пусть зритель сам додумывает концовку. И вдруг: «Афанасий, мне кто-то звонил. Я подумала, что это вы». Для одних этот финал покажется банальным, а для других – закономерным. Но ведь только женская энергия может очистить обиду и придать уверенность.
Смысл фильма Афоня — в показе любви, как главной созидающей и очищающей силы. Смысл фильма в том, что заблудшим душам, «героям нашего времени» может помочь только одно – любовь. И хотя никто не знает, как сложится судьба восторженной и чистой Кати и Афанасия, но финал даёт зрителю надежду на то, что не будет больше Афоня плыть по жизни, как челнок по течению, что осуществится мечта героя о семейной жизни в деревне. И будет всем счастье. Смысл фильма в том, что каждый из нас должен найти прежде всего самого себя и стать полезным для других.