Фильм «Амулет» снят в 2020 году одним из представителей хоррора новой волны Ромолой Гарай ‒ актрисой, которая с этой работой дебютировала как режиссёр. Оригинальное название – Outside. Проект представлен в виде камерной фантасмагорической пьесы с претензией на «возвышенные ужасы» и стилистику итальянского джалло. В один ряд с «Амулетом» можно поставить триллеры «Совершенство» (2018) Ричарда Шепарда, «Апостол» (2018) Гарета Эванса, «Ведьмы» Лукаса Файгелфелда (2017), «Реликвия» (2020) Натали Эрики Джеймс.
Ключ к раскрытию сюжетных ходов и нарративных схем в фильме Ромолы Гарай – древний артефакт, который случайно откопал в лесу главный герой по имени Томаз. Загадочный амулет – статуэтка женщины с головным убором в виде морской раковины (образ праматери) – присутствует не только в его видениях-флэшбэках, но и в событиях нынешней жизни. К каменной фигурке берегини имеют отношение два других персонажа ‒ женщины из прошлого и настоящего главного героя. В финале картины оберег, отданный им когда-то Мириам, чтобы защитить и уберечь девушку, вновь возвращается к ней от Магды – той, которую Томаз полюбил в настоящем.
На протяжении всего хронометража зритель находится в полном заблуждении относительного того, как статуэтка связана с Магдой. Лишь в конце становится понятно, что это атрибут демонического Божества, с помощью которого главный персонаж оказывается затянут в воронку инфернального зла. И тогда хочется дать фильму более точное название – «Амулет для грешника». Мистический, многослойный триллер, играя с классическими образами и языческой символикой, повествует о том, почему и как добрый парень-идеалист превратился в грешника, обречённого на вечные страдания. Смысл картины «Амулет» открывается постепенно, при сопоставлении отправных моментов сюжета с разбросанными по его ходу психоэмоциональными триггерами.
После событий гражданской войны 1990-х в Югославии иммигрант Томаз вынужденно осел в Лондоне. Ему трудно наладить свою жизнь, не имея жилья и постоянного заработка. К бывшему военному, страдающему посттравматическим синдромом, проявляет милосердие пожилая католичка. Сестра Клэр сообщает, что на окраине города живёт одинокая молодая женщина, ухаживающая за больной матерью. Она возьмёт постояльца, предоставив ему жилье и питание, на простых условиях: помочь с ремонтом ветхого особняка. Томаз соглашается: у него будет возможность спать не в ночлежке, а в своей комнате, читать книги и писать научную работу по философии. Мужчина влюбляется в миловидную и набожную Магду, не подозревая, что дом с перевернутым крестом на фасаде станет для него «ловушкой добродетели».
Романтическим чувствам, которые испытывает Томаз к хозяйке дома, мешают видения из прошлого. Едва он хочет поцеловать женщину — ему мерещится Мириам. Эту девушку он встретил во время войны, когда служил на КПП у лесной дороги. Спас беженку от погони, помог перебраться через границу, чтобы воссоединиться с дочерью. Но чувствовал перед ней вину за то, что допустил соитие с применением насилия. Душеспасительные беседы с сестрой Клэр натолкнули его на мысль о том, что прощение может наступить, если он станет спасителем Магды.
По ходу сюжета открылась жуткая тайна этого места – старуха в лохмотьях оказалась не старой больной матерью Магды, а воплощением древнего зла. С криками и стонами она по ночам рождала мерзких монстриков. Миссией молодой женщины было их уничтожение. Надо было освобождать любимую от таинственных и прочных уз, которыми она была связана с обитательницей чердака загадочного дома. Когда Томаз, полный решимости убить демона, ворвался в комнату, его поглотила огромная морская раковина — точно такая же, как была на голове каменной статуэтки-амулета. Из его живота хлынула кровь и появился монстр, похожий на зубастую летучую мышь.
На полу комнаты валялся обрывок старой газеты. Там заметка о розыске Кристофера Дженерала. Этот человек убил свою жену, чтобы сожительствовать с малолетней дочерью. Накануне суда он исчез. В памяти главного героя всплывает рассказ Магды о том, что здесь раньше жил её знакомый, от которого в доме остались мужские вещи. На одном из ящиков с инструментом он видел инициалы, совпадающие с именем убийцы. Томаз понял, что уничтожил того, чьё место теперь занял сам. Он стал очередным грешником, обречённым на вечное страдание. А Магда будет его смотрителем, хранителем и госпожой. Она — спутник нарушителей шестой заповеди, которых демон Асмодей подстрекает к одному из главных человеческих грехов.
Финальные кадры. За рулём машины, движущейся по лесной дороге, сидит Магда. У заправки она останавливается и заходит в магазин. Продавщица спрашивает: «Мы теперь всё забыли и живём по-прежнему?». Магда отвечает: «Нет, не забыли». На стойку перед Мириам и её дочерью вместе с деньгами за покупку ложится амулет.
Можно без труда понять смысловую нагрузку фильма – о древнем зле, неотвратимости наказания за тяжкие грехи, о самопрощении и всепрощении, если при просмотре учесть основной посыл постановщика. С самых первых кадров «Амулет» намекает зрителю: все герои тут не те, кем кажутся.