Смысл фильма-антиутопии «Убить дракона» (1988)

Смысл фильма-антиутопии «Убить дракона» (1988) Смысл фильма

События разворачиваются в сюрреалистическом «вольном городе». Сотни лет здесь правит Дракон ‒ звероящер в человеческом облике: военная шинель, несуразная каска, изуродованное лицо. Три головы кровожадной рептилии символизируют контролирующие силы тоталитарного милитаризированного государства ‒ армия/ тайна полиция/ бюрократия. Горожане привыкли к злодеяниям тирана: терпят несправедливость и унижения, каждый год отдают ему в жёны самую красивую девственницу. Народ всем доволен, это доказывает история с учёным Фридрихсеном и его семьёй.

Но вот появляется герой ‒ странствующий «рыцарь без страха и упрёка» Ланцелот. Он готов к борьбе с диктатором и открыто вызывает его на поединок. Однако этому никто не рад. Дракона все ненавидят, и в то же время готовы работать на систему ‒ добровольно, искренне. «Лучшие люди города» во главе с бургомистром уговаривают героя не нарушать привычного уклада, требуют покинуть страну. Ланцелот не понимает, что идти на смерть ради свободы людей, которым она не нужна, не стоит.

Но он непреклонен в своем решении, и в итоге побеждает Дракона. Ланцелот удаляется, оставив освобождённых от диктатуры людей «быть свободными». Однако в фильме вместо оптимистичного финала ‒ полная безысходности картина. Ничего не меняется. В городе воцаряется хаос: погромы, грабежи, разбой. Пользуясь неразберихой новым правителем становится бургомистр, бывшая «правая рука» Дракона.

Выводы очевидны:

  • Свергнешь одного диктатора ‒ ему на смену придёт другой, с новыми головами, в ином обличии.
  • Что толку сражаться за свободу тех, кто не способен ею правильно распорядиться.
  • Дракон не во внешнем мире, а в головах людей.

Убить дракона ‒ означает не уничтожить его, а справиться с драконами внутри себя.

У кинофильма иной смысл

Пьеса Е. Шварца написана в 1944 году. Экранизация сделана режиссёром М. Захаровым в 1988-м. Фильм близок к драматургической первооснове как по замыслу, так и по развитию сюжета. Но в целом сказка-притча о герое и тиране превратилась в сатирический памфлет и приобрела иной смысл.

В фантасмагорическую оболочку повествования заключены глубокие политические и социальные драмы российского общества 1930-1980 годов. Везде ‒ скрытые аллегории:

Трёхглавая рептилия ‒ это триумвират времён Второй мировой войны: Германия, Италия, Япония. Преподнесённая в подарок многоликому тирану курительная трубка ‒ намёк на культ личности Сталина. Аналогия с брежневскими временами ‒ в раздаче наград в виде бряцающих орденов. Мрачная и зловещая обстановка в городе ‒ преддверие перестройки и «лихих» 1990-х.

В фильме «Убить дракона» ‒ глубокий подтекст, развитие тем диктаторства, рабской психологии, двуличности гражданской позиции.

В экранизации изменена концовка

В основу сюжета положена древняя восточная легенда. В ней говорится, что освободить жителей деревни, которую терроризирует дракон, способен только юноша с отважным сердцем и чистыми помыслами. Но убивший его сам становится драконом.

Развитие темы превращения победителя в тирана:

  • По сценарию пьесы Ланцелот, понимая, что дарованная жителям города свобода им ни к чему, обращается за помощью к своим единомышленникам. Он объясняет им, что предстоит совместная кропотливая и тонкая («хуже вышивания») работа с тем, чтобы научить каждого победить дракона в своей голове.
  • В фильме Ланцелот другой. Через год он возвращается в погруженный во мрак и репрессии город для того, чтобы победить дракона в каждом из его жителей. Герой настолько одержим идеей уничтожения дракона в людях, что даже разучился улыбаться. Но не поселился ли Дракон уже в нём самом? Ведь он презирает и ругает горожан за неспособность думать и решать, хочет силой заставить их быть свободными.

Сценарист и режиссёр-постановщик фильма кардинально меняют финал истории, написанной драматургом.

К Ланцелоту приходит понимание того, что его пламенные призывы к народу тщетны. Текущее поколение не перевоспитать в духе свободы, можно лишь взрастить новое. Его взоры обращаются к детям, которые на побережье запускают воздушного змея. Но что он видит? Рядом с ними ‒ зловещая и лицемерная тёмная фигура. Это Дракон. Злодей с экрана заявляет зрителю, что ещё не конец ‒ «самое интересное только начинается».

Смысл картины таков:

  • Легче в одиночку победить звероящера о трёх головах, чем изгнать его из человеческих сердец.
  • Свобода от диктата не имеет смысла, если дракон поселился в умах людей.

По сути авторы с помощью гротеска и эксцентрики интерпретируют две философские сентенции: «свобода есть осознанная необходимость» и «нельзя осчастливить человека против его воли».

Для современного зрителя актуальность киноленты «Убить дракона» ещё и в том, что она наводит на размышления о будущем любого общественно-политического строя. Что станет с детьми, если воспитывать их «драконовскими» методами? Как взрастить подрастающее поколение, чтобы впоследствии не пришлось убивать драконов, пригревшихся в открытых детских душах?

В одном из эпизодов мы видим ребятишек, играющих с малюсенькими дракончиками.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. сергей

    фильм актуален во все времена!Вспомните,как Дракон слопал им же принятый закон!Ничего не напоминает?

    Ответить
  2. Адександр

    Народ пока не готов к самоуправлению, это дело будущего

    Ответить
  3. игорь

    саме так: починати треба з виховання маленьких дітей: читати їм добрі казочки, видалити зі свого словарного запасу всі матюки та неподобства, не паплюжити перед дітьми будь-кого чи будь-що, спокійними та чемними словами поясняти діточкам що таке добро, що таке зло. дракона в комусь вбити неможливо — його може вбити тільки сама людина в собі.. Вся надія тільки на маленьких діточок, щоб їм не засмічувати мозог тим, що якийсь люди вище за інших …Це дуже тяжко, але іншого шляху до розвитку , я думаю, не існує. Чудес у дорослому житті не буває, чуса повинні бути тільки у діточок!

    Ответить
  4. Андрей

    Великолепная пьеса. Великолепный фильм. Ско раз его не пересматриваю, всегда нахожу что-то новое.
    Все в нем о нас и про нас, людей. Особенно актуален для современной России. Все персонаж к «списаны» с нас. И Дракон, и бургомистр, и народ, поклоняющийся Дракону, и оружейники , которые «смелые люди, но всего боятся», и Генрих, и Эльза, и ученый Фридрихсен с его женой, и архивариус Шарлемань, и воздухоплаватель. — каждый — это срез нашего общества во «всей красе».
    Абсолютно всеь фильм можно разбить на цитаты. Но, одна цитата на мой взгляд самая важная. Вот она:
    «Победить Дракона может только сам Дракон. Он и не таких побеждал как он сам».
    Всем очень советую посмотреть этот фильм, кто его ещё не видел. И узнать в нем Себя. Лучше его смотреть не меньше двух раз. Первый раз как просто фильм. А, второй раз, как притчу, внимательно прислушиваясь ко всем его репликам.
    Спасибо. Всем удачи!

    Ответить
  5. Сергей

    Свобода понятие слишком условное и слишком широкое. Если же речь заходит о социальном устройстве, то идеальных форм не существует вообще. В этом смысле мягкая диктатура лучше чем рзнузданная безответственная демократия какую мы видем например в Афинах в эпоху второй пелопонесской войны. Так называемая демократия которую нам все эти годы рекламировали ставя в пример США тоже наконец показала свое истинное лицо — обман всего и всех — самая наглая и хищная олигархия, которая умело маскируется под демократию. Европейский социализм тоже имеет гнилую сердцевину, так как приводит к власти продажных и безотвественных политиков популистов. Аристотель который изучал данный вопрос получше шварца пришёл к выводу что наилучшая форма правления из всех- это монархия, разумеется если монарх просвещенный и ответственный. И правда лучший период в истории нашей страны — это 19 ый, век. Так что народ не так уж и глуп когда голосует за монархию.

    Ответить
    1. Алекс

      Да, 19й век хорош только тем что мало что точно известно о нем. О чем думали и мечтали люди, какие проблемы их волновали?
      Иначе откуда вдруг революция в начале 20го? Революций на пустом месте не бывает. Царь-тряпка это просвещённый монарх? Или Николка-кровавый?
      Монархия это 90% шанс посадить у руля некомпетентного самодура с комплексами одаренного всевышним и правом делать что вздумается.

      Ответить
    2. Виктор

      Вот полюбуйтесь люди: Сергей — типичный представитель «вольного города», у которого с рождения поселился в голове «дракон» и никакими способами его оттуда не выгнать. Его будут бить ,унижать, обворовывать и в конце концов отправят умирать , а он будет счастливый и довольный и будет считать ,что так и надо ,по другому никак, это у него такое предназначение в жизни. И это правильно, что к таким так и относятся их «цари» — как к рабам или стаду покорных блеющих овечек.

      Ответить