В фильме «Брат» затронуты разные проблемы, характерные для России 90-х. Часть из них актуальна до сих пор. Например, стремление страны копировать западную культуру, неумение решать актуальные проблемы и желание выбрать самый простой путь. Режиссер образами героев показывает состояние социума и предлагает зрителю подумать о стране будущего.
Если вам больше нравятся подборки сериалов про криминал и колоритных преступников, у нас есть, что вам предложить.
Ну а мы сегодня поговорим о смысле фильма «Брат» отечественного производства. Так что усаживайтесь поудобнее, протрите свой Макаров, а мы начинаем!
https://www.youtube.com/watch?v=V0xbH91kvNE
Смысловая нагрузка фильма
90-е в России плотно ассоциируются с разрухой, нищетой и народной злобой. Люди устали от жизни с непонятными перспективами. Им нужен герой, который сможет изменить жизнь, справится с беспределом, и даст надежду на светлое завтра. Таким человеком стал Данила Багров. Словно ураган, он ворвался в серый Питер и, при помощи зарядов свинца, поднял все с ног на голову…
Своим фильмом Балабанов сделал сразу несколько посылов социуму. Разберем каждый более подробно
Типичная Россию с ее вечными проблемами
Образ России олицетворяет героиня второго плана. Это девушка-водитель трамвая, которая спасла Данилу. В этом есть отсылка к Родине, спасающей своих сыновей всегда и везде. Только она никогда не предаст и не отвергнет, согреет и одарит любовью
Пусть не очень красивая, местами убогая и безвкусно одетая, она терпит сваливающиеся на нее проблемы. Тяжелая работа, неустроенный быт, сложности в семье, отсутствие уважения со стороны окружающих — это и многое другое характерно для страны того периода. И если кто-то хочет ощутить терпкий «вкус» 90-х, эта картина может стать своеобразной машиной времени.
Россия в образе героини даже в таких суровых реалиях стоически переносит все проблемы. Она до сих пор верит в любовь, честность и без оглядки отдается чувствам.
Также девушка до конца остается верна своим идеалам. И когда появляется шанс все изменить, она отказывается уехать с Данилой. Ведь для нее он стал олицетворением зла. И деньги его не берет, видя в них подачку.
Проблемы социальной адаптации
Тема асоциальности воинов-афганцев если и поднималась в обществе, то не слишком настойчиво. При этом Афганистан был где-то там далеко. Но две войны в Чечне прошли прямо здесь на территории России, и оставили глубокую рану у общества.
Вернувшиеся после реальных боев, мальчишки навсегда избавились от страха. Они нашли универсальный «рецепт» решения проблем — сила плюс наглость. Так и Данила не сомневается в себе. По факту ему нечего терять, при этом есть вера в силу оружия.
Войны оставили неизгладимый след в психике вчерашних солдат. Их правда зачастую угловатая, она не терпит возражений и построена исключительно на внутренних убеждениях. И любой, кто не согласен, должен быть уничтожен.
В России 90-х так и поступали — стреляли, взрывали, резали. И никто не задумывался о покалеченной психике молодых парней. Багров также идет отстаивать свою правду, согласно которой нужно идти до конца за брата, защищать девушку, бороться с несправедливостью. Современное общество, к сожалению, утратило часть этих базовых принципов.
Пагубное влияние Запада
Здесь режиссер также обращается к проверенному инструменту — создает характерный образ Кэт. Распущенная, делающая ставку на кэш, обожающая и умеющая тусоваться, следящая за модой и лишенная каких-либо ценностей. Ее идеал — купюра с Франклином, ее мечта — навсегда забыть о грязной Родине и удалиться прочь на белом теплоходе.
Девушка (она же западная культура с ее «ценностями») готова отдаться, лишь бы не потерять сиюминутной выгоды. А если придется переметнуться на другую сторону, то и с этим не возникнет проблем. Данила заинтересовался героиней, но результат их близости и знакомства не оставил ничего, кроме горечи.
Это даже на аллюзия на отношения РФ и западного мира, а слова прямым текстом. Здесь автор даже не пытается найти у Кэт хорошие черты. Он «мочит» чуждую культуру с ее жвачками, плеерами, деньгами и врожденным умением предавать.
В чем настоящая сила?
Как и другие думающие режиссеры, Алексей Балабанов показывает в фильме две стороны медали. С одной — возможности новой жизни с деньгами, с другой — разложение общества.
В «совке» не было и доли того, что свалилось на новую Россию. Но тогда люди воспринимали себя частью общества и были уверены, что в случае чего оно поможет, разделив ответственность за будущее страны. С приходом лихих денег все изменилось. Каждый стал сам за себя! Кто слабей, тот проигрывает и оказывается на задворках сытой жизни, а сильный пожинает плоды.
Балабанов кладет на одну чашу весов будущее с душком, на другую — общечеловеческие ценности, которые не меняются веками. Этим он провоцирует зрителя на внутренний диалог, подталкивает к самоопределению и решению, как поступить.
Расплата неизбежна
Финальным аккордом идет скрытое послание будущим поколениям. Балабанов говорит, что выбранный Данилой путь решения проблем всегда будет иметь последствия. В лучшем случае, он приведет к глобальным изменениям в жизни — придется бежать, менять место жительства и терять близких (как это произошло у главного героя). В худшем — последователи Багрова займут свои места на кладбищах.
На этом наш разбор смысла фильма «Брат» подошел к концу. Если у вас есть, что сказать по этому поводу, обязательно пишите свои мысли в комментариях. А у нас на этом все. Так что мирного вам неба над головой и до скорых встреч!