Смысл фильма «Человек»

Смысл фильма "Человек" Смысл фильма

Необычный мультимедийный проект французского фотожурналиста Яна Артюса-Бертрана представлен, в первую очередь, 188-минутной режиссерской мастер-версией «Человек/Human», которая вышла на полный экран в 2015 году. На платформе YouTube этот документальный фильм размещен в свободном доступе в виде трех полуторачасовых форматов, с субтитрами на шести языках: английском, французском, арабском, русском, испанском, португальском.

«Человек» ‒ участник кинематографического движения, направленного на изменение мира. Если говорить об истоках создания проекта, то его идея созвучна легендарному антиглобалистскому кинотриптиху Г. Реджио «Каци», 1983 – 2002. Опорной точкой для сценарных решений стала кинодрама Т. Малика «Древо жизни», 2010. Творческий замысел окончательно сформировался, когда однажды из-за поломки вертолета Артюс-Бертран застрял где-то в Мали. Местный крестьянин, с которым он провел весь день, поведал много интересного о себе.

Авторская группа проекта «Человек», состоящая из 20-ти участников, в течение 3-х лет побывала в 65-ти государствах во всех уголках нашей планеты. Журналисты взяли более двух тысяч интервью у самых разных людей: фермер и солдат; обитатель мусорной свалки и офисный работник; крестьянин и житель мегаполиса; русский отец, отчаявшийся вылечить больного ребенка, и палестинец, потерявший дочь в результате теракта в арабо-израильском конфликте; мальчик, которого выбросили на улицы Киншасы, потому что считают колдуном, и одинокая ирландка среднего класса, уныло стареющая без биологической семьи; афганские беженцы и неприкасаемые в Индии; женщины-рабыни и израильтянка, спасенная из Варшавского гетто нацистским офицером.

Все расы и народности, все сословия и религии, все возрасты и поколения, все социальные прослойки и психотипы. На 63 языках мира звучат монологи ‒ откровения реальных людей, которые на расположенную в метре от них камеру абсолютно доверительно отвечают на один и тот же набор из сорока вопросов: о мечтах и разочарованиях, о работе и семье, об амбициях и неудачах, о бедствиях и счастье. Зритель не слышит самих вопросов, не знает никаких подробностей о самих участниках интервью (их имен, биографических сведений и стран, откуда они родом), а лишь слушает рассказ человека на родном наречии.

В фильме автор не говорит высокопарных слов о миссии человека, а постигает феномен одного. Гений Яна Артюса-Бертрана питает сила, про которую мы часто забываем ‒ способность изменять мир одним маленьким, крошечным, временами кажущимся незначительным действием. Череда жгучих историй о личных страданиях или более мягких размышлений о повседневных жизненных трудностях завершается таким финалом. Фигура мужчины, стоящего на скалистом уступе Абиссинского нагорья. Когда медленный отлет камеры возвращает пейзажу реальную масштабность, человек полностью исчезает из вида. Но зритель точно знает, что он там стоит. Таким образом фотограф-журналист-режиссер подчеркивает смысл, авторский посыл и основополагающий тезис фильма: «мир – это мы».

Жанр киноленты далек от традиционной документалистики в стиле «говорящих голов». Показательными являются выстроенный монтаж и непосредственность высказываний участников съемок. Например, ошарашивающие слова раскаявшегося убийцы о понимании любви – юного афроамериканца Леонардо заключили в тюрьму пожизненно. Или мудрое размышление про счастье седовласого уругвайца Хосе Мухика – осужденный за партизанщину бывший президент страны провел 10 лет в одиночной камере.

Публицистическая фундаментальность в Human удивительным образом сочетается с туристическим глянцем. Глаза разбегаются от красок и геометрии роскошных земных ландшафтов: зеленые рисовые поля, завораживающие облака, птичий клин в небе, бурлящие воды рек. Их сменяют картины цивилизации: вздымающиеся человеческие волны на европейском футбольном стадионе; бульдозер на гигантской свалке, снятой длиннофокусным объективом, накатывает на зрителя гору мусора; единая масса из сотен людей в спасательных кругах, которые впритык друг к другу качаются на волнах водного аттракциона. Все это резко контрастирует с «личными» крупными планами. Люди, рассказывающие о себе, показаны на черном фоне, без музыкального сопровождения и какой-либо персональной информации с тем, чтобы подчеркнуть то общее, что есть у всех нас.

Human имеет мощную политическую составляющую и яркий социальный окрас. Затронуто множество актуальных и глобальных тем: голод, нищета, насилие, война, политика, религия, вынужденная миграция, проблемы гендерной системы, мораль и безнравственность. Но фильм не дает ответа на вопросы, а их задает. Это делает «прозрачным» его смысл: чтобы каждый из нас увидел и понял, чем на самом деле живет планета.

На премьере фильма в Санкт-Петербурге, которая проходила в рамках фестиваля «Послание к Человеку», Ян Артюс-Бертран сказал, что хочет снять подобный проект в России. Он назвал страну неординарной из-за громадности и необжитости территорий. «У русских ‒ огромное сердце», ‒ считает француз, широко известный как неутомимый борец за общение и понимание среди людей.

Оцените статью
Добавить комментарий