Смысл фильма «Догвилль» 2003

Смысл фильма "Догвилль" 2003 Смысл фильма

«Догвилль» – один из самых знаковых фильмов скандально известного режиссера Ларса фон Триера. Кто-то называет его неоправданно жестоким, но в сюжете заложен глубокий смысл. Согласно задумке режиссера, ничего не должно отвлекать зрителя от основных идей. Фильм больше напоминает спектакль – дома горожан изображены схематически, а основной акцент делается на диалогах и характере персонажей.

О чем фильм Догвилль

Однажды в небольшом городке Догвилль появляется красивая девушка по имени Грейс. Становится понятно, что она скрывается от кого-то, и жители предоставляют ей кров и защиту. В благодарность героиня выполняет для них разную работу, и сначала все складывается хорошо.

Вскоре жители Догвилля начинают издеваться над Грэйс, превращая ее в свою рабыню. Девушка безропотно сносит все мучения, пока в город не прибывает ее отец, оказавшийся могущественным гангстером. Дочь пыталась сбежать от него и начать новую жизнь, но после долгого разговора Грэйс соглашается вернуться в семью. Но перед этим она жестоко наказывает горожан – убивает их и стирает Догвилль с лица Земли.

Смысл фильма Догвилль

Сюжет картины неоднозначен, как и остальные работы режиссера, но существует несколько философских тезисов, которые явно прослеживаются в сюжете.

Всегда ли оправдана жертвенность

Многочисленные библейские притчи, воспоминания о войнах и другие истории рассказывают нам о людях, которые жертвуют собой ради других. Они становятся великомучениками, героями и обретают вечную память, но психологи утверждают – в реальной жизни это «работает» не всегда.

Грэйс искренне считает, что жители Догвилля оказали ей услугу, так почему бы не пожертвовать ради них свободным временем? Но это оказывается ошибкой. Горожане требуют все больше жертв, и в результате делают из девушки безвольную рабыню, удовлетворяющую их прихоти и грязные желания.

Отношения, где присутствует жертвенность, практически всегда развиваются по законам психологии. Сначала тот, кто приносит себя в жертву, оправдывает другую сторону и сочувствует ей, потакая всем прихотям и обвиняя в страданиях себя. Со временем отношения становятся токсичными, а между людьми формируется зависимость, перерастающая в ненависть, которая в итоге находит выход. А, как известно, нет более жестокого палача, который ранее был жертвой.

Знаковый момент фильма: Вера, одна из жительниц городка, разбивает единственное сокровище Грэйс – фарфоровые статуэтки. Она говорит, что, если владелица фигурок сумеет сдержать слезы, будут уничтожены только две из них, а остальные не пострадают. Грэйс не проходит испытание и лишается всех статуэток. Позже девушка проделает то же самое с детьми Веры: малышей убивают на глазах матери с условием – если она сможет сдержать слезы, убийства прекратятся.

Грейс Миллиган: искусительница или мученица

Личность главной героини вызывает немало вопросов. Кто такая Грэйс Миллиган – ангел во плоти или дьявол в женском обличье, который искушает жителей Догвилля? Все они – обычные люди со своими пороками и недостатками, а ведь каждый человек в определенных условиях способен переступить черту.

Правильный ответ находится где-то посередине. Грэйс – воплощение языческой богини, милосердной и жестокой в одно и то же время. Она пытается отыскать среди горожан действительно чистого человека, но, не найдя его, беспощадно уничтожает весь город. Здесь прослеживаются параллели с библейским мифом о Содоме и Гоморре, только в роли Лота выступает пес Моисей – единственное существо, которое никогда не издевалось над Грэйс.

Порочность человеческого общества

Сразу после появления Грэйс в Догвилле горожане и зрители поняли, что она скрывает какой-то секрет. Девушка оказалась дочерью могущественного гангстера, сбежавшей от отца, чтобы не иметь ничего общего с его темными делами. Она пыталась начать нормальную жизнь среди простых, благочестивых людей с их нехитрыми радостями и простой жизнью. Хотела найти что-то светлое и доброе в душе каждого из горожан. Из всего, что произошло с Грэйс впоследствии, можно сделать вывод – все попытки провалились с треском.

Отец девушки обвинил в этом дочь. По его мнению, она следует высоким моральным принципам, но не требует того же от окружающих. Грэйс соглашается с доводами отца, хотя настоящая причина кроется в порочности любого общества (Триера обвиняли в высмеивании и демонизации американского социума, но все, что он описал, можно найти в любой стране).

Действие фильма разворачивается в 30-х годах прошлого столетия, но мы можем с уверенностью сказать – с тех пор люди не слишком сильно изменились. Они выставляют напоказ свою благопристойность, а потом совершают жестокие поступки. Издеваются над теми, кто стоит на низших ступенях социальной лестницы. Клянутся в бескорыстии, а потом «выжимают» все соки из того, кому однажды оказали услугу.

Яркий пример двойных стандартов и лицемерия, царящих в обществе – Том, который претендовал на роль возлюбленного Грэйс. Он мечтает стать писателем, любит порассуждать о человеческой душе и сначала относится к девушке лучше остальных, но потом поддается всеобщему безумию.

Чем заканчивается фильм Догвилль

Финальные титры идут на фоне сменяющих друг друга снимков из книги Якоба Холдта «Американские картинки». Они относятся к периоду Великой депрессии и демонстрируют безнравственность, жестокость и угнетение в обществе Америки. Смогут ли люди стать добрее друг к другу и оборвать цепочку жестокости, которая порождает еще большую жесткость? На эти вопросы Ларс фон Триер ответа не дает.

Оцените статью
Добавить комментарий