Смысл фильма «Где-то во времени» — век сурка для перевозчика

Смысл фильма «Где-то во времени» - век сурка для перевозчика Смысл фильма

«Где-то во времени» («The fare») 2018 года от Дэвида Хэмилтона поначалу создает впечатление очередной интерпретации «Дня сурка». На поверку картина оказывается смесью жанров: фантастика, мелодрама и детектив, причем о принадлежности к последнему зритель догадывается не сразу. Фильм снят по принципу матрешки, – всё не так, как кажется на первый взгляд, за одним слоем следует другой, что приятно удивляет и доставляет удовольствие при просмотре.

Временная петля

Пустынная дорога, ночь, надвигающаяся непогода, треск рации и таксист, спешащий забрать клиента. Это практически весь антураж фильма, не надо ждать драйва и сочных декораций. Черно-белая съемка – первая интрига картины: как долго будет длиться и что означает это решение режиссера?

Водитель Гарри, который предпочитает, чтобы его называли Гаррис, знакомится с пассажиркой, едущей до угла Эльм и Ривер Драйв: «Пенни как монетка». В результате беседы выясняется, что Пенни учит танцевать стриптиз, а Гаррис предпочитает выпивку в одиночестве. Завязавшийся теплый разговор прерывает гроза, электричество в машине пропадает вместе с пассажиркой. Диспетчер советует ошарашенному Гарри сбросить счетчик и возвращаться.

Второй виток сюжета дает понять зрителям, что Гарри в петле времени: по радио идет последовательность тех же трех передач, что и первый раз. Об экспериментах пришельцев. О великих женщинах и об их праве злиться – на примере похищенных Персефоны и Елены Прекрасной. О спорной важности оргазма у дам и о бесспорной необходимости душевной близости.

Гарри себя в петле не осознает и вновь подбирает на дороге женщину, по просьбе которой рассказывает о своих увлечениях в юношестве. Раскат грома и внезапный удар машины о какое-то препятствие прерывают его вопрос об имени пассажирки, которое он до сих пор не узнал. Пенни ударяется головой о перегородку такси, Гарри испуганно хватает ее за руку и фильм первый раз обретает краски на фоне его вопроса: «Все в порядке, Пенни?».

«Я не представилась! Вы только что вспомнили меня. Запомни меня на этот раз, Гарри!» – пассажирка опять пропадает. Совет диспетчера сбросить счетчик (момент своеобразной перезагрузки) вновь отправляет Гарриса на ночную дорогу за клиенткой и делает фильм черно-белым.

Прикосновение к руке клиентки во время аварии на втором витке не прошло даром. В третью поездку память о двух предыдущих постепенно возвращается к Гарри, равно как и цвет, служащий индикатором её состояния.

«Вы ничего не помнили, а я ничего не забывала!». Выясняется, что Пенни садилась в такси не три, а минимум сто раз, – обнаруживается второй слой сюжета. Гарри и зритель убеждаются в наличии временной петли, Гаррис воодушевленно перебирает варианты, как из неё вырваться.

В течение нескольких витков крепнет дружба Гарриса и Пенни, оказавшейся не учительницей танцев, а садоводом. «Словно в ловушке. Холодный и жестокий, работа на первом месте», – женщина рассказывает о муже, а Гарри о своей утерянной любви.

Страстное сближение Пенни и Гарриса неизбежно, элементы мелодрамы звучат явственно и громко в словах Гарри: «Я не могу потерять тебя. Что, если нам суждено быть здесь вместе?». Отказ Гарри от поисков способа разорвать повторяющийся цикл событий из страха потерять любимую подчеркивает непреходящую ценность истинных чувств. Только любовь имеет значение, все остальное несущественно, в этом – смысл фильма, который не изменится и на последующих слоях.

Прозрение о настоящем и воспоминания о былом

«Откуда у тебя на голове этот шрам?» – обнимая Пенни, Гаррис замечает последствия аварии и осознает, что никакой временной петли нет. Сцену прерывает раскат грома, Пенни пропадает с просьбой не пить воду. Гаррис выливает воду из банки на дорогу, и события принимают стремительный оборот.

В машину садится мрачный морщинистый субъект и называет тот же адрес, что и Пенни: угол Эльм и Ривер Драйв. Пока Гаррис везет его, к нему возвращаются все воспоминания об утраченной любви, в которой зритель узнает Пенни. Ясный день и звездная ночь, цветущий сад и легкие платья Пенни создают атмосферу любви и счастья, в первый раз выводя зрителя за границы ночной дороги и ненастья. Вновь звучит тема любви, которая может быть обречена изначально, но мельче от этого не станет.

Третий слой разворачивается стремительно, и зритель догадывается о сути, увидев, как старик расплачивается с Гаррисом золотой монетой.

«Ты единственная стоящая вещь в моей жизни»

Золота в такси оказалось более чем достаточно. Гаррис – перевозчик Смерти в царство мертвых, которому души платят за доставку, а Пенни – жена сборщика душ.

Аид жалуется Гарри, что отношения по договоренности не работают, и рассказывает, как Пенни каждый год находит новый способ сбежать в мир живых. В одном из таких вояжей она и Гаррис любили друг друга, после возвращения Пенни в царство мертвых Гарри попал в аварию и был взят Аидом на работу. Аид подчеркивает, что память о прошлом стер он, но воду забвения Персефона сама поставила в машину, — с целью облегчить бремя Гарри.

Возврат Персефоны в царство мертвых возможен только с помощью перевозчика, эти ежегодные поездки и показаны зрителю в течение фильма.

Гаррис начинает работать без воды забвения и даже находит удовольствие от этого, соглашаясь с доводами Аида о благородстве их миссии. Теперь Гарри помнит каждого пассажира.

Когда Пенни в очередной раз возвращается из мира живых, Гаррис убеждает её, что он счастлив и ему не нужно блаженное беспамятство: «Помнить тебя – мой выбор. Ты единственная стоящая вещь в моей жизни. Многие люди так и проживают жизнь, не найдя смысл. Не стоит тратить ежегодные 20 минут совместной поездки на страдания». Доктрина Гарри радоваться тому времени, что было, и тем минутам, что есть, — практический и полезный совет всем.

Джино Энтони Песи и Бринна Келли, сыгравшие главные роли, убедительно доказали, что эффектная картина не требует многомиллионных вложений. Прекрасная режиссура и блестящая игра актеров делают фильм незабываемым.

Оцените статью
Какой смысл
Добавить комментарий

  1. Вадим

    Всё правильно разъяснено, спасибо. А фильм очень интересный и редкий

    Ответить