2007 год. Вся страна обсуждала нашумевший фильм А. Балабанова «Груз 200». Кассовые сборы на 06.08.2007 составили 14 824 594 руб. Такая цифра образовалась неспроста-люди, зная о изобилии нелицеприятных кадров картины, шли, чтобы узнать, что хотел этим сказать режиссёр.
Чтобы отыскать смысл фильма, сначала нужно освежить в памяти его сюжет. Итак, СССР, 1984 год, провинция. После дискотеки пропадает дочь секретаря райкома КПСС, Анжелика. Дело о её пропаже ведёт милиционер Журов. Казалось бы рядовая история о пропаже человека. Но в отличие от родителей девушки, зрители с самого начала видят, что произошло на самом деле. Анжелика и её знакомый Валера встречаются на дискотеке. Танцы сопровождаются выпивкой, которая в один момент заканчивается. И ребята отправляются за добавкой на хутор к некому Алексею, который торгует самогонкой. Валера оставляет девушку одну в машине и обещает вскоре вернуться.
В это время Анжелика ощущает на себе тяжёлый взгляд, который быстро ускользает из её вида. Девушке становится страшно, и она решает поторопить своего спутника. Зайдя в дом, она обнаруживает, что парень уже очень пьян, а Алексей желает заполучить девушку. Супруга Алексея прячет Анжелику в бане. За всей ситуацией наблюдает тот самый взгляд,и его хозяин, Журов, силой пробирается в баню и насилует девушку, попутно убивая наёмного вьетнамца Суньку. После чего маньяк уезжает со своей жертвой к себе домой, сообщив в отдел, что на хуторе обнаружен труп. Насильник в погонах приковывает Анжелику к изголовью кровати и оставляет её под присмотром изжившей из ума матери.
Тем временем в город прибывает самолёт из Афганистана с «грузом 200» шестью цинковыми гробами с телами военнослужащих, среди которых оказывается и сержант Коля Горбунов, жених Анжелики. По воле судьбы для захоронения Горбунова вызывают Журова. Однако гроб с телом сержанта отправляют в квартиру к милиционеру. Там гроб вскрывают, а труп бросают на спящую Анжелику. Журов издевается над бедной девушкой, заявляя, что «жених приехал». Анжелика в ужасе понимает, что произошло с её любимым. У девушки начинается настоящая истерика.
Вместе с тем в убийстве Суньки обвиняют Алексея. Его жена хочет восстановить справедливость и направляется в квартиру Журова. Но делает это она далеко не мирным путём: Антонина врывается в квартиру с ружьём и убивает милиционера. Анжелика узнаёт женщину и молит о помощи, но её просьба не была исполнена. В конце фильма заложница остаётся в зловонной квартире с трупами и сумасшедшей старухой.
На первый взгляд кинокартина может показаться обычной «чернухой», но Балабанову, на мой взгляд, это не свойственно. Вообще режиссёр неоднократно признавался в интервью в том, что фильм основан на реальных событиях. «Это же все истории либо те, что мне рассказали, либо те, свидетелем которых я был.»- говорит мастер. В связи с этим сложно предполагать, есть ли метафоры или какие-то символы в фильме. Прежде всего, нужно упомянуть, что Алексей Октябринович в некоторых интервью убеждал нас, что всё показанное зрителю есть чистая правда. Даже в начале фильма он помещает титр «Основано на реальных событиях». «Я передаю свой опыт.»-говорит он. Так что необязательно даже искать скрытый смысл этого фильма. Это подробная зарисовка.
Однако для любителей скрытых символов я предложу свою трактовку смысла. Анжелика- это символ Родины, которую беспрестанно терзают. Терзают такие, как Журов. Милиционер должен быть защитником страны и её народа, но, чувствуя власть и безнаказанность, он сам творит беззаконие. Погибший десантник тоже заложник обстоятельств. Он олицетворяет собой армию, солдаты которой никому не нужны, ведь погибших даже не могут по-человечески похоронить. Опираясь на эти символичные образы, можно сказать, что Балабанов хотел без прикрас показать нам суровую действительность того времени, которое сейчас часто романтизируют. А ведь не всё было так хорошо.
1984 год иногда называют началом конца, последним годом перед началом перестройки. В фильме даже персонаж Серебрякова говорит: «Скоро переменится всё». И эти перемены, скорее всего, были совсем не по душе режиссёру, чьё детство и юность прошли в Советском Союзе. СССР в его фильме и есть тот самый «груз 200»- с такой же никому неизвестной и плачевной судьбой. Однако о судьбе новой страны Балабанов уже догадывается. Его догадки видны в конечной сцене фильма: фарцовщик Валера и его друг намереваются построить коммерческое общество. Грядёт время нового поколения, которое обладает пламенной страстью к наживе.
Балабанов был убеждён: «Если родился советским, то советский навсегда». Поэтому почти уверенно можно заявить, что кинокартина «Груз 200» это своеобразные поминки советского прошлого.
Жуткий фильм, жуткая судьба Родины. С Полуяном (Журов) с 1985-1987 служил в 13 танковом полку Кантемировской дивизии. Он уже далеко, земля пухом.
Фильм производит неизгладимые впечатление. Его смотреть страшно , не смотреть невозможно . Такие люди ,к ак Балабанов остро чувствуют глобальные изменения в стране и обществе , в связи с этим и живут недолго .
По-моему все перечисленное больше подходит к 90м годам и сегодняшнему дню а не времени ссср
это точно,рожденный в СССр
Посмотрел «Груз-200» во второй раз перед Новым годом, когда уже пора смотреть «Иронию судьбы»
Что сказать… Про «Иронию судьбы» я вспомнил как раз тогда. Смотреть не стал.
Почему?
Казалось бы, между этими двумя фильмами нет ничего общего. Но…
В «Иронии судьбы» предполагается смотреть сквозь пальцы на такие явления, как безответственность, пьянство, предательство, пренебрежение к православным святыням… То, что в 70-х действительно воспринималось как пустяк.
В «Груз-200» же показаны те же пороки, но при этом режиссёр даёт доходчиво и без прикрас понять, к чему всё это привело уже в 80-х. Особенно если принять во внимание то, что каждый из героев данного триллера символизирует ту или иную сферу или явление.