Посмотрев фильм, находишь, что ничего подобного до этого времени не видел. Показана вся жестокая правда отношения нацистов к мирным белорусским жителям. Картина с самого начала держит зрителя в напряжении и не дает расслабиться.
Мальчики-подростки, которые рассуждают и действуют не по годам, ищут оружие на поле, где были бои, зная, что только так они смогут воевать против врага. Родители, которые хотят защитить и уберечь детей от зла, в душе понимают, что в нынешних условиях это невозможно. Страшные эпизоды пожара, крики отчаянья и горя, гул немецких самолетов и лай овчарок, сцены крови и разрушения ‒ все создает реальную картину зла и насилия человека над человеком.
Добрый и ласковый Флера, с самого начала рвущийся сражаться с оккупантами, перенес много нечеловеческих мук и лишений, которые вряд ли смог вынести кто-либо.
Поняв, что партизаны не воспринимают его серьезно, а, возможно, жалеют, он решает возвратиться домой. К нему присоединяется Глаша, девушка, которую тоже не взяли. Она обижена и огорчена, потому, что влюблена в командира отряда, строгого и сильного человека.
Ребята попадают под обстрел, видят немецких десантников, мокрые дрожат от холода, ночуя в лесу. Но все же в душе они еще дети, радуются общению друг с другом. Юноша восхищенно смотрит на девушку, танцующую под струями дождя, на миг забывая об опасности.
Возле юных созданий появляется аист (символ зарождения новой жизни), но он тоже мокрый несчастный и голодный, такой же как и они. Как-будто говорит, что сейчас всем тяжело, черный мрак заслонил светлый солнечный день надолго. Держится возле них, чувствуя добро и защиту.
В доме юноши, посуда на столе, приготовленная к обеду, еще теплая еда в печи, игрушки, которыми недавно играли сестры-близняшки, зудящие мухи ‒ все говорит о каком-то страшном происшествии. Взволнованный Флер успокаивает себя мыслью, что его родные спрятались на острове посреди болота. Он еще не знает о том, что увидела Глаша ‒ кучу трупов возле стены его дома.
Топкое мертвое болото, где дети могли погибнуть, ища родных, и известие о смерти мамы и сестричек, жутко обгорелое тело еще живого односельчанина, крики и плач голодных детей ‒ все смешалось в голове Флера. Он чувствует себя виновным в гибели близких и решается на самоубийство, но его спасают.
У измученного горем мальчика, понемножку срезают ножом волосы ‒ это как обряд очищения от, заполонивших юную душу, страдания и зла. Волосы предают земле.
Поражает сцена с чучелом Гитлера, в которого с большой ненавистью и отвращением плюют «островитяне». Хотел плюнуть и Флера, но не смог собрать слюну в пересохшем рту. Смешно, когда чучело несет на себе мужчина.
Оказавшись среди своих людей и чувствуя их поддержку, юноша немного отходит, даже нашел в себе силы пойти с тремя смельчаками за добычей продуктов. Но они попадают под обстрел, все гибнут, кроме него. Он настолько был обессилен и убитый горем, что уснул на мертвой корове, которую они вели на остров.
В фильме каратели поджигают амбар, битком набитый людьми, среди них оказался и Флера, но чудом спасся. Такие акции каратели действительно проводили в Белоруссии, сгорело несколько сотен деревень с жителями.
Автор фильма хочет достучаться до человечества. Нельзя убивать друг друга, сеять жестокость и насилие, иначе это может коснуться каждого.
Очень удачно выбран образ юного героя, вокруг которого вращаются события фильма.
Мальчик, у которого отняли детство, пройдя все ужасы и испытания от немецких захватчиков, седеет, его лицо приобретает облик старческого, изнуренного горем. Он ‒ жертва и свидетель. Он прошел ад. Как можно это забыть и жить дальше? Почему люди способны совершать такие поступки?
Финал и его смысл
Отряд партизан ликвидировал фашистов-карателей, отходивших от деревни, некоторых взяли в плен. Среди них Флера узнает пожилого главного немецкого офицера, который отдавал приказы по уничтожению людей. Находятся такие, что просят о пощаде, перенося вину на других, как переводчик с немецкого. Он даже, чтобы спастись, обливает бензином соотечественников и просит факел для поджигания. Это еще раз говорит о бесчеловечности нацистов. Как бы не ужасны были злодеяния врага, наши люди не смогли ответить им тем же ‒ спалить заживо. Одна женщина стала их расстреливать, ее поддержали партизаны.
Флера в этой ситуации подает канистру с бензином, которую принес с собой.
Отряд уходит. Юноша видит в луже портрет Гитлера и начинает по нем стрелять, потом целится и стреляет в сменяющиеся кадры, где мелькает фигура фюрера. Он мстит за маму, любимых сестричек, за всех казненных и убитых на своей земле. Но вот перед глазами появляется Гитлер-младенец на руках у матери. Выстрела не последовало. Он не смог убить ребенка. Режиссер хочет сказать, что даже в сплошной стене зла и бессердечия, добро имеет право на существование. В любых ситуациях нужно творить добро. Это наше спасение и наше будущее без войн!
Идет снег, чистый и непорочный, он покрывает измученную, сожженную землю белизной. Жизнь продолжается…
Ох, какой фильм эмоционально насыщенный, тяжелый и мощный. Читала, что роль эта тогда еще совсем молоденькому А. Кравченко далась очень нелегко и во многом предопределила его отношение к актерской профессии.
Эта картина обошла в мировом рейтинге фильмов о Великой отечественной войне «Список Шиндлера» и «Бесславных ублюдков».