Смысл фильма «Иуда и чёрный мессия» 2020

Смысл фильма «Иуда и чёрный мессия» 2020 Смысл фильма

Американский байопик «Иуда и чёрный мессия» — бойкий политический триллер, снятый в жанре биографической драмы. После показа в начале 2021-го на фестивале «Сандэнс» проект Шака Кинга стал доступен широкой аудитории в полном формате и на стриминговом сервисе HBO Max. Российская премьера состоялась 12.02.2021.

В основу сюжета Judas and the Black Messiah положены реальные события из жизни американского общества начала 1970-х. В условиях экономического кризиса, на фоне конфликта во Вьетнаме и Уотергейтского скандала с импичментом президента Никсона, в стране набирает мощь протестное движение за права темнокожих. Автор сценария, режиссёр и продюсер фильма Шак Кинг художественно подаёт зрителю исторические факты о последних годах жизни одного из лидеров общественной организации «Чёрные пантеры» Фреда Хэмптона.

В бескомпромиссных попытках борьбы за равноправие молодому харизматичному политику удается объединить латиноамериканских радикалов, криминальных афроамериканцев и реднеков Чикаго. И здесь не только пропаганда идей марксизма-ленинизма в учебных заведениях, цитирование Мао и Че на собраниях, обращение друг к другу «товарищ». Помимо веры в интернационал трудящихся, «Пантеры» движимы панковским желанием напугать американский истеблишмент. Организация ведёт большую общественную работу, собирает деньги на бесплатные завтраки для малоимущих школьников, устанавливает свой правопорядок в районе. В председателе иллинойского отделения радикальной партии «пантер» Фреде Хэмптоне спецслужбы видят «чёрного мессию».

Чикагские фэбээровцы получают задание любыми способами устранить баламута, угрожающего традиционным американским ценностям. Ведь, как гласит известное изречение, в Соединенных Штатах «всё, что не нравится среднему американцу, – это коммунизм», а с ним надо беспощадно бороться. Спецагент Рой Митчелл вербует темнокожего преступника, мелкого мошенника Уильяма О’Нила и внедряет его в локальную штаб-квартиру «Чёрных пантер». Билл (так зовут информатора ФБР) становится частью плана по разрушению ячейки изнутри. Им движет страх попасть за решетку за свои прошлые делишки и стремление к собственному благополучию: душу греет обещанное после выполнения задания приличное вознаграждение. Не думая о серьёзных последствиях своих действий, О’Нил становится активным помощником в организации физического устранения Хэмптона и его соратников.

В названии Judas and the Black Messiah – отсыл к хрестоматийной притче о запоздалом раскаянии человека, совершившего подлый и гнусный поступок. Параллели с сюжетами библейского масштаба строятся на том, что Билл проникается симпатией к Фреду и борцам за права темнокожих. Иуда пересматривает свои взгляды на жизнь, теперь от отчетливо понимает последствия предательства интересов своего народа. Но стокгольмский синдром посещает оперативника под прикрытием слишком поздно, когда что-либо изменить он уже не в силах.

Справка к историческому контексту фильма

  • В результате успешной спецоперации 4 декабря 1969 года Фред Хэмптон и несколько соратников по партии были хладнокровно убиты на месте. После похорон харизматичного политика, на которые пришли более 5000 человек, другие борцы за права темнокожих в Америке сделали его иконой своего движения.
  • Семеро уцелевших в ходе перестрелки «Чёрных пантер» с полицией предстали перед судом, но обвинения против них были сняты. Вместе с родственниками погибших товарищей они подали иск против спецслужб и администрации Чикаго. После десятилетия разбирательств каждый получил денежную компенсацию. Общий размер составил 1,85 млн USD, что на тот момент было самой крупной суммой выплат по гражданскому иску.
  • Информатор ФБР Билл О’Нил долгие годы хранил молчание о своем участии в чикагских событиях конца 1960-х. Вечером 15.01.1990, когда в телеэфир США вышло записанное накануне его единственное интервью, О’Нил покончил жизнь самоубийством.

Поясняя смысл фильма «Иуда и чёрный мессия» надо отметить, что проект Шака Кинга представляет собой визионерское и экспрессивное «чёрное» кино на актуальную и злободневную тему институционального расизма в США. Финальные титры картины сопровождает песня What It Looks Like. Голос Джей-Зи обращается к зрителю с напоминанием о том, что происходит с особо крикливыми и неугодными политиками, которые добиваются большего, чем от них ожидают.

Оцените статью
Добавить комментарий