В рамках Канского фестиваля 2006 года в свет вышла удивительная фэнтезийная драма. На исторической основе и с долей моментов, от которых проходит холодок по спине, она покорила сердца сперва Испании и Мексики — родины режиссера, а потом и вовсе всего мира, войдя в перечень проверенной временем «классики».
Характерная черта в творчестве режиссера, безусловно, — поиск более глубокого «второго плана». Особенно это заметно в экранизации литературных произведений английского писателя Артура Мэкена.
«Лабиринт фавна» стал вторым фильмов в трилогии о Гражданской войне в Испании. Открывал сборник «Хребет дьявола» (2001 г.), а третьим должен был стать «3993», сценарий которого был написан режиссером еще в студенческие годы, но премьеры так и не состоялось. На фоне реалистичных военных событий прописывается история соприкосновения с призраком погибшего мальчика.
В центре сюжета девочка Офелия. Серая и мрачная атмосфера реальности Испании времен военного положения по настроению также схожа со сказочным миром. Что является в некотором роде исключительной чертой от привычных шаблонов, где такой мир представляется спасением и доброй сказкой. Однако, реальность этого мира режиссер не ставит под сомнение, а оставляет свободу для фантазии зрителей. Правдив или нет мир, предстоит решить каждому для себя самостоятельно.
Параллельно раскрывается линия потустороннего мира. Рассказывается о Муанне — принцессе ,которая влюбилась в красоту «мира под Луной» и, так и не найдя путь домой, погибла. Но ее отец — правитель, создав несколько потаенных дверей, не теряет надежду и ждет ее возвращения.
События разворачиваются в 1944 году, все происходящее является прототипом реальных событий. Власть Франко — действительно существовавшей личности военного генераллисимуса, утверждается во всей Испании. Но партизанское движение, не смотря ни на что, продолжает попытки свергнуть несправедливого диктатор. Который в свою очередь создает контр отряды, главой одного из которых вступает отчим Офелии — Капитан Видаль. Вместе со своими людьми он располагается в глуши у старой мельницы. С ним его жена Кармен, родная мать девочки, женщина мягкая и добросердечная.
Родной отец погиб, а Видаль не пытается строить из себя примерного семьянина, он принимает падчерицу лишь потому, что ждет появления на свет сына, которым беременна Кармен. Прогуливаясь по окрестностям, главная героиня находит руины каменного лабиринта.
Ночью к ней является фея, которая сразу же раскрывает характер всего волшебного мира. Существа в нем далеко не сказочные, а реалистично отталкивающие и пугающие. Ведомая феей, Офелия уходит все дальше в лабиринт и встречает ключевую фигуру Фавна, который раскрывает девочке правду. Она и есть принцесса, потерявшаяся давным давно и сейчас переродившаяся последний раз в этом мире, она может вернуться домой, но для этого необходимо выполнить три задания. В помощь Фавн вручает необычную книгу, которая поможет Офелии в ее пути.
После прохождение первого испытания действие переносится в наш мир, где раскрывается, что брат няни Мерседес, ухаживающей за девочкой, глава повстанцев. Кармен — мать девочки находится в плохом самочувствие и на гране выкидыша, а Офелию ждет второе задание, в котором ее ждет настоящая опасность в виде страшного монстра. Провалившись, она понимает, что все очень серьезно, и ей не вернуться в волшебный мир. Фавн покидает ее.
Тем временем мать девочки умирает. Капитан Видаль с новорожденным сыном на руках хоронит жену и готовит Офелию к отъезду прочь. Также он узнает о предательстве Мерседес, и обстановка фильма накаляется до предела.
Здесь стоит упомянуть о том, что режиссер нарочно подогревает рассуждение о реальности волшебного мира. Да, магические существ не существует, но как минимум три вещи материализованы в реальности: волшебная книга, мел и мандрагора отданная фавном, не только имеют ощутимую форму, но и не лишены магических чар.
Чаши весов склоняются к тому, что скорее война и реальность — страшный сон для девочки. Хотя волшебный мир также жесток, он все же не наполнен злом так как реальный.
Ведь Фавн дает последнюю возможность девочке — еще одно задание: выкрасть брата и принести его в лабиринт. Преследуемая Виделем, она отказывается отдать брата взамен своего счастья в волшебном мире. Отчим отыскивает ее, забирает ребенка и стреляет в Офелию. Но и ему не удается далеко уйти — партизаны настигают его, забирают младенца и убивают капитана.
Няня Мерседес находит умирающую девочку, но ей не страшно. Она услышала голос отца — короля волшебного мира. Это испытание было проверкой, которую она прошла и теперь, умирая в реальном мире, она обретает бессмертие в ином, присоединившись к своей семье.
Финал фильма неоднозначен. Смешанные эмоции вызывает смерть главной героини. Но режиссер показывает двойственность человеческого восприятия. В конечном итоге она все же обретает покой, хоть и в смерти. Заметно явное уклонение в философский подтекст, что конец жизни не означает конец всего, и обязательно там за чертой есть то, что принесет нам покой.