Смысл фильма Левиафан 2014

Смысл фильма Левиафан 2014 Смысл фильма

В основу сценария фильма легла вовсе не российская – американская история. Владелец участка земли Марвин Химейер отказался уступить свою собственность корпорациям и коррумпированной власти и устроил кровавую бойню в провинциальном городке. «Вся королевская рать», армия и полиция не смогли вынудить его сдаться. Скандал вышел на общенациональный уровень, но главный герой погиб.

Сначала режиссер Андрей Звягинцев хотел снять фильм в Америке, но затем понял, что недостаточно хорошо знаком с тамошней фактурой, да и денег понадобится гораздо больше. Может, были еще какие-то обстоятельства – этого мы не знаем. Но вполне реально, что американские власти не захотели, чтобы русский снял «чернуху» про Америку. Поэтому русский отправился снимать чернуху про Россию.

Сюжет фильма кратко

Слесарь Сергеев с женой и сыном живет на берегу холодного моря. Выясняется, что он занимает весьма лакомый кусочек земли, который очень приглянулся мэру. Сергеев пытается бороться, подает в суд на коррумпированные власти и, как мы легко догадываемся, оба раза проигрывает. Тогда он зовет на помощь старого друга из Москвы, который работает адвокатом. Борьба продолжается, однако между героями фильма складываются очень запутанные личные отношения, и, в конце концов, как это всегда и было в человеческой истории, зло побеждает.

Смысл фильма Левиафан

Сразу успокоим патриотическую общественность – фильм не задумывался как антироссийский. Звягинцев рассказывал в интервью, что читал истории из разных уголков мира, как развитого, так и развивающегося, в которых человек, столкнувшись с системой, обречен на поражение. И неважно, в Германии происходит действие, в Америке или в России – везде негодяи, дорвавшиеся до власти, попирают закон и не боятся бога, чью церковь они так удачно подкупают и подкармливают.

Поэтому российская история – лишь часть всемирной, в которой зло, Левиафан, торжествует над земной человеческой жизнью. Но конечно, российский колорит делает этот сюжет особенно зловещим – страшным и леденящим. В фильме великолепно показаны столь любимые Звягинцевым минималистские северные пейзажи. Роскошное холодное море и прибрежные холмы, ледяное солнце — вид будто доисторический. Нам говорят о вечном, неизбывном зле земной жизни.

Особенно символично выглядит гигантский скелет кита на побережье. Мы помним знаменитую библейскую историю: Иов в чреве кита Левиафана. Левиафан иносказательно символизирует неизбывно присутствующее в мире зло – слепое и животное. Оно процветало в библейские времена, никуда не делось и сегодня. Таков закон жизни.

В семье слесаря Николая Сергеева все очень непросто: он женат вторым браком, между сыном и мачехой отношения сложные. Сам Николай то и дело прикладывается к бутылке, не в силах справиться с жизненными проблемами. Причем, прикладывается в самом буквальном смысле этого слова. За кадры, в которых актер Серебряков, исполняющий роль Николая, хлещет водку прямо из горлышка, Звягинцева критиковали все и, видимо, критиковали справедливо. Выглядит как клюквенно-русский колорит и просто фальшиво. Там вообще все только и делают, что хлещут «водяру» весь фильм, без продыха. Пожалуй, это самый «русофобский» момент в кино. А вот все остальное гораздо более универсально…

Итак, коррумпированный мэр (а мы все уверены, что других у нас и не бывает) решил отнять у Сергеева все – землю, мастерскую, дом. Силы неравны, но Николай не сдаётся – он судится с властями и даже вызывает на подмогу друга, у которого есть компромат на мэра. Однако события развиваются совсем не так, как должны. Адвокат закрутил роман с женой Сергеева. «Добрые люди» слабы, разобщены и бессильны в борьбе за свои интересы.

Снимая кино в России, Звягинцев не постеснялся честно обрисовать нынешнее положение дел в стране. Нами правят алчные и бессовестные негодяи, для которых нет ничего святого. А те, кто должен рассказывать им о святости и нравственности, состоят с ними в сговоре. Тут очень важен образ местного священника, хорошо прикормленного властью. Он еще более мерзок и циничен, чем сам мэр. Потом, когда власти окончательно расправятся с Николаем и его семьей, на месте мастерской и дома будет воздвигнут храм, в котором этот подлец в рясе будет читать проповеди о правде и совести.

Смысл концовки фильма

Итак, в конце фильма погибает жена Николая. Милиция находит молоток, которым ее будто бы убили. В убийстве обвиняют самого Колю и приговаривают к 15-и годам заключения. Мэр победил: он запугал адвоката и тот возвращается в Москву. Сына берут под опеку друзья семьи. В городке появляется новая церковь: так мэр замаливает свои грехи. Довольный епископ произносит прочувствованную проповедь, которую мы, зная все, что предшествовало появлению храма, выслушиваем с горькой усмешкой. Мэр слушает проповедь вместе со всеми и, наклоняясь к своему сыну, говорит, что Христос все видит. Тут уже становится не до смеха… Затем мы снова видим величественный серверный пейзаж и на его фоне – остовы сгнивших и проржавевших лодок и барж, так похожих на скелеты китов. Скелет кита нам тоже покажут – еще раз. Разрушенная великая страна и вечное торжествующее зло.

Оцените статью
Добавить комментарий