Смысл фильма «Марионетка» (2020 г.)

Смысл фильма "Марионетка" (2020 г.) Смысл фильма

«Марионетка» (в оригинале: Marionette) – триллер с мистической атмосферой от режиссера Элберта ван Стриера. Фильм вышел на экраны в сентябре 2020 года. Изначально кинолента подготавливалась к Каннскому фестивалю, однако из-за пандемии фестиваль был отменён.

Сюжет фильма «Марионетка»

В первом эпизоде мы видим взволнованного мужчину, бегущего на крышу психиатрической клиники. Он разговаривает сам с собой, обращаясь к кому-то незримому, который «всё контролирует». Мужчина обливает себя бензином и зажигает спичку, стремясь доказать, что сам владеет своей судьбой. Он успокаивается и уже хочет спуститься с крыши, но из-за порыва ветра спичка случайно выпадает из его рук, превращая мужчину в живой факел.

Далее зритель знакомится с Мэриан – американским детским психотерапевтом, которая переезжает в Шотландию после смерти мужа. В одном из флешбэков, где Мэриан разговаривает с любимым о ницшеанском «вечном возвращении», мы узнаём, что женщина стремится отшлифовать детали своей жизни и всё контролировать.

Шотландия встречает доктора готической мрачностью и дождливой погодой. Клиника тоже не вызывает положительных эмоций – она скорее похожа на темницу. Доктор Винтер (фамилия американки) сразу начинает работу. Её пациенты – дети, замкнутые в себе. Мэриан сразу заинтересовывает мальчик Эммануил (Мэнни), который, по его словам, «вызывает события». Женщина не верит своему пациенту, но мальчик то и дело рисует различные катастрофы, и самое страшное начинается тогда, когда его рисунки начинают сбываться: например, доктор на пути домой видит страшную аварию, нарисованную Мэнни.

Пытаясь разобраться во всём, Мэрион поднимает записи своего предшественника. В одном из тетрадей была написана зловещая фраза: «то, что он рисует – это реальность». Атмосфера накаляется, когда доктор Винтер обнаруживает пистолет в закрытом ящике своего стола – о нём ей рассказал Мэнни.

Из-за голосов и страшных событий, мистического мальчика, считающего себя Богом, Мэрион начинает сходить с ума. Узнав, что Мэнни призвал её в этот город и создал события в её жизни, Винтер насильно хочется всё поменять обратно. Она похищает мальчика, а, когда тот отказывается ей помогать, убивает его и себя.

Проснувшись утром, Мэрион обнаруживает, что всё встало на свои места: муж жив, а она снова в Америке. Однако сон не даёт ей покоя: она звонит Кирену по приснившемуся ей номеру, и мужчина берёт трубку. Оказывается, что клиника и люди из её сна – абсолютно реальны.

Смысл фильма

Элберт ван Стриер задаёт зрителю вопрос: «Что такое реальность?» Мир фильма состоит из нескольких значимых пластов-мировосприятий: религиозного, физического и иррационального (почти сумасшедшего).

Религия в фильме даётся в ключе творения мира и дарования человеку свободы выбора. Режиссер незаметными мазками подталкивает зрителя к двух противоположным выводам: Эммануил (в переводе с иврита «с нами Бог») – творец, бог этой реальности. Одновременно с этим напрашивается мысль и о дьявольской сути мальчика: в расследовании героине попадается книге «О проблеме дьявола», а имя Мэнни созвучно с англ. many (много = легион). Религия для главной героини только запутывает следы.

Физика в фильме тоже не может ответить на вопросы реальности и выбора: Мэрион читает книги «Квантовый ум», пытается разобраться в теориях множественности реальностей, но находит только неопределенность. Лучшим олицетворением физического пласта в фильме является кот Шрёдингера: закрытый в стальной коробке кот, не имея наблюдателя, может быть и мёртв, и жив.

Еще одним интересным образом, связанным с физикой, является погода (weather). Одна из пациенток – Карина, чьё имя переводится как «киль корабля» или «вперёд смотрящая», постоянно произносит это слово. Мэрион разбивает его на три: we eat her (мы съедим её) – речь идёт о лодке Кирена, которая разбивается из-за урагана, а парень тонет. Интеллектуальные игры говорят об искусственности мира, окружающего доктора Винтер.

Неопределённость сводит главную героиню с ума, ведь та хотела найти опору в чём-то реально существующем. Она поддаётся безумию и убивает Мэнни – творца этого мира, а, когда это не срабатывает, то впадает в другую крайность: начинает фанатично верить в него.

Смысл концовки

В конце фильма Мэрион отправляют в лечебницу с белыми мраморными стенами и цветущим садом, ассоциирующимся с раем. Ей продолжает являться Мэнни. Однако теперь доктор Винтер всё поняла: после страшных событий, которые произошли с его родителями, Мэнни замкнулся в себе и создал мир, где может всё контролировать. Она и все окружающие – только марионетки в руках у мальчика (на эту догадку намекает еще и имя героини Мэрион, созвучное с марионеткой). Однако, в отличие от всех остальных, доктор Винтер нужна Эммануилу, чтобы исцелиться. В конце фильма она как голос в голове мальчика помогает ему наладить контакт со своей приёмной матерью и обретает мир в душе.

Таким образом, перед нами многослойная интеллектуальная кинолента, поднимающая сложную, но актуальную проблему реальности. Ведь доподлинно неизвестно, существуем ли мы или вымышлены впечатлительным ребенком.

Оцените статью
Добавить комментарий