«Незнакомая дочь» — драматический фильм, снятый в 2021 году. Он посвящён истории одной матери, отправившейся в отпуск в полном одиночестве.
Сюжет фильма.
В основу сценария фильма легла новелла Элены Ферранте. Довольно меланхоличная картина с нелинейным повествованием рассказывает историю Леды Карузо – профессора, которая приехала в отпуск в Грецию совершенно одна. Она вселяется в домик и начинает посещать пляж, проводя время с такими же отдыхающими, как она сама. Леда старается веселиться, но не все идёт так гладко, как хотелось бы. То мелкие склоки, то крупные ссоры, то тяжёлые воспоминания омрачают её отпуск.
Леда вступает в конфликт с одной из семей, пришедших на пляж – отказывается сдвигать свой шезлонг, хотя они настойчиво просят её об этом. Так она знакомится с Ниной – молодой матерью. Леда всегда с большой тоской во взгляде наблюдает за её маленькой дочерью Еленой, играющей со своей любимой куклой. Елена довольно шумная и капризная девочка, вечно докучающая своей матери, из-за чего та постоянно чувствует себя уставшей и не находит в себе сил играть с ней каждую свободную минуту. Леда, наблюдая за ними, невольно вспоминает своих дочерей и свою молодость, когда она тоже не справлялась со своими детьми. Муж почти не помогал ей, из-за чего она испытывала определённые трудности со своей работой. Она была учёной, занималась переводами и хотела дальше развиваться в этом направлении, но из-за детей у неё совсем не оставалось времени на это.
Однажды, когда все были на пляже, Елена пропала, и Леде удалось найти её, потому что она, в отличие от остальных, была более спокойна. Из-за этой ситуации между Ледой и Ниной устанавливаются дружеские отношения – они проходят одинаковый кризис, находятся в похожей ситуации.
Елена капризничает из-за того, что её любимая кукла пропала, и никто не может её отыскать. Куклу украла Леда. Она наряжает её, стирает и спит с ней, как с ребёнком, и хранит этот секрет так успешно, что никто не догадывается, что это именно она украла куклу.
Постоянно размышляя о своём прошлом, профессор переосмысляет всё решения, которые принимала, жалея о том, что бросила своих дочерей, что недостаточно времени проводила с ними, решив заняться своей карьерой и уйдя к любовнику – профессору, который всецело понимал её и восхищался ей.
В постоянных воспоминаниях Леды прослеживается глубокая тоска. Она была несчастна, когда была с детьми, но не стала счастливой и тогда, когда покинула свою семью.
Тесно переплетая прошлое и настоящее, автор картины показывает разное отношение женщины к одним и тем же событиям, заставляя её и зрителя переосмыслять произошедшее с разных позиций.
Нина оказывается в ровно такой же ситуации, что и Леда, и отчаянно ищет у неё поддержки и совета, и женщина открывается ей, говоря, что эта фаза усталости от семейной жизни и детей не пройдёт.
Кульминация фильма наступает тогда, когда Леда возвращает куклу Елены её матери, и Нина, преисполненная злобы, случайно вонзает в неё шпильку, повреждая внутренние органы. Леда уезжает, теряет сознание на пляже и звонит дочерям, перед смертью решив поговорить с ними.
Смысл фильма.
Эта картина заставляет погрузиться в мозг другого человека, всецело познать суть его мышления, действий и решений, принятых в той или иной ситуации. Она проникнута отчаянием, тоской и меланхолией, постоянным поиском себя и логики собственных действий.
Леда – человек, так и не сумевший найти себя в жизни. Все её решения, так или иначе, не привели её к тому счастью, которого она жаждала. Ни наука, ни литература, ни переводы, ни роман с профессором, который, казалось, вырвал её из пучины рутины и отчаяния, ни побег от дочерей, ни возвращение к ним.
В Нине она видит прошлую себя – ту девушку, которая, устав от постоянного шума дочерей, безразличия мужа и побегов от реальности к любимому профессору (ровно также, как Нина сбегала к своему любовнику), так и не находила покоя и счастья, которого так жаждала.
Леда, очевидно, украла куклу потому, что видела в ней детей, которых не смогла любить так, как следовало, терпеть так, как стоило бы настоящей, любящей матери, хотя она делала всё, что было в её силах. Женщина начинает заботиться о кукле так, будто бы это ребёнок, прекрасно видя, что Елена, оставшаяся без своей любимой игрушки, страдает и выводит из себя свою мать.
Леда вообще довольно часто ведёт себя странно и импульсивно, так что понять её мотивы до конца довольно трудно, но очевидно, что у неё имеются определённые проблемы с психикой – последствия лет, проведённых в постоянном напряжении и метаниях. Леда не уверена в искренней любви своих дочерей, но очень часто говорит о них окружающим и искренне восхищается ими в разговорах окружающих, признавая груз ответственности последствий её воспитания, лёгший на плечи как её дочерей, так и её самой.
«Незнакомая дочь» — это та история, за которой интересно наблюдать с точки зрения психологии. Она прекрасно подойдёт тем, кто хочет задуматься о трудностях воспитания, материнской любви и семейной жизни в целом, потому что эти темы являются центральными в этой картине.