Смысл фильма «Ночной портье»

Смысл фильма "Ночной портье" Смысл фильма

Этот фильм, которому вот-вот исполнится полвека (он вышел на экраны Европы и США в 1973 году, в Советском Союзе его показали много позже) — не только признанная всем миром классика, но и анализ самых причудливых лабиринтов души, в которых легко потерять рассудок или открыть темную сторону собственного «я». Главный герой — ведущий благопристойную жизнь бывший эсэсовец, которому удалось ускользнуть от суда и петли и получить должность портье в шикарном отеле.

Героиня — молодая жена успешного композитора, в прошлом — узница фашистского концлагеря, жертва этого хорошо сохранившегося красавчика. Пикантность ситуации придают как отъезд мужа, так и появление уцелевших «коллег» главного героя, которые хотят, чтобы он «отмылся» от жуткого прошлого и стал приличным гражданином.

Если верить мемуарам очевидцев и трудам историков, такие сплетения судеб бывали и в реальной жизни. Палачи в черных мундирах «развлекались» с девушками из числа заключенных, чтобы потом отправить их на смерть, а женщины, как и многие мужчины, цеплялись за малейший шанс на жизнь. Много было и случаев, когда бывшие нацисты и их добровольные помощники «вписывались» в мирную жизнь и даже придумывали себе героические биографии. Но здесь мы видим классический садомазохистский дуэт, когда палач и узница наслаждаются друг другом и вместе с тем истязают друг друга, не в силах выбраться из пут общего прошлого.

Одни рецензенты считают, что в главных персонажах воплотились современные Ромео и Джульетта, другие считают, что сюжет фильма — классический безумный бред, в котором нет и не может быть ни проблеска логики. А некоторые считают, что режиссер сам был зачарован харизмой Третьего Рейха и не столько обличал уродства фашизма, сколько воспевал его. Психологи используют этот фильм для доказательства своих любимых теорий, а реконструкторы воспроизводят роскошный гламурный Рейх, который едва ли существовал в реальной жизни.

Режиссер «Портье» итальянка Л. Кавани рассказывала, что основой сюжета сделалась реальная история. Перепуганная и запутавшаяся девочка-узница и ее жуткий любовник существовали «взаправду», но он был убит, а она осталась жива. Так что продолжение чудовищного «романа» много лет спустя — это уже беспримесная фантазия. Хотя кто знает, может, такие ситуации тоже бывали? Ведь реальная жизнь показывает нам более немыслимые сюжеты, чем любой мастерски «закрученный» роман и любое головоломное кино.

Я думаю, что в этом фильме слилось все сразу: и рассказ о безумствах темной страсти, и классическая ситуация любовных игр садомазохистов «палач — жертва», и понимание того, что пережитые мучения коверкают душу не только того, кто их причиняет, но и того, кто их терпит. Кто не слышал о верных слугах, которые боготворили совершенно распоясавшихся хозяев, о женах, которые искренне угождают своим садистам-мужьям и терпят от них всевозможные оскорбления, о людях, которые считают, что страдания невиновных совершенно заслужены? В этих примерах нет никакой мистики и ни капли гламура, они взяты не из энциклопедии вымышленных сюжетов, а из самой что ни на есть реальной жизни.

Этот фильм рассказывает и о том, как прошлое затягивает вас, заставляя снова и снова возвращаться к мучительным воспоминаниям и расчесывать свои раны. Когда вы без конца смакуете свои ошибки вместо того, чтобы извлечь из них дельный урок и идти вперед, когда вы льнете к людям, которые причиняют вам одни беды или не можете расстаться с пагубными привычками, вы действуете точь-в-точь как героиня «Ночного портье», которая не может отвязаться от своего зловещего любовника и его жутких друзей. Звучит дико и странно, но так оно и есть.

И наконец, и главари Третьего Рейха и рядовые эсэсовцы могли быть обаятельными и даже казаться «добренькими». Кто не видел фотографий восторженных девушек, которые приветствуют Гитлера, или мальчишек из Берлина, готовых умереть за фюрера? На эту «удочку» попадались не только простые души, но и настоящие интеллектуалы, видевшие в гитлеровской Германии что угодно — от торжества законности и правопорядка до триумфа мощи и воинственной красоты.

Потом одни из них с болью и кровью расставались со своими иллюзиями, а другие сохраняли верность им даже после поражения Гитлера и твердили об оболганном Рейхе. Так что версий толкования сюжета «Ночного портье» можно насчитать едва ли не больше, чем фильмов о безумствах фашистов. Выбирайте любую из них или создавайте свою собственную!

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Lana

    Постер от другого фильма) автор, видимо, сам не смотрел фильм 1973 года

    Ответить
  2. Скайуокер

    Статья о классическом фильме Лилианы Кавани, а картинка из фильма 2020 года.

    Ответить
  3. Тори

    Смысл фильма в общем прост и понятен. После некоторых испытаний жизнь никогда не станет прежней. Герои пытаются имитировать нормальное существование, но малейший толчок обрушивает эту неустойчивую декорацию навсегда. Это две искалеченные души. Она психологически сломана, он тоже полностью подчинен своим порочным страстям и не в силах отпустить свою жертву, даже понимая, что потакание своей слабости будет стоить ему всего. В конце их пристреливают и это кажется лучшим выходом, т.к. это два сумасшедших, которые не могут существовать в условиях новой реальности, они попросту безумны и никак в нее не вписываются. Это рассказ о сломанной жизни, о погубленной душе, о долгоиграющих последствиях совершенного насилия. Никакого воспевания фашизма не увидела. Главный герой жалок омерзителен, как и все сцены в концлагере, Лючия тоже чем дальше, тем больше вызывает брезгливость, хотя она ни в чем по сути не виновата. Мерзавцы затянули ее в водоворот невообразимой пакости и она просто в нем сгинула. При чем тут Ромео и Джульетта вообще не поняла, история вообще не о том. Ну и иллюстрация не о том, поменяйте что ль.

    Ответить
  4. мила

    Не может быть никакой «любой» версии фашизма ! Есть одна единственная -бесчеловечная и изуверская, с которой ни у одного нормального человека не может быть никаких компромиссов или вариантов .

    Ответить