Смысл фильма «Остров» Павла Лунгина

Смысл фильма "Остров" Павла Лунгина Смысл фильма

Павел Лунгин – один из самых известных российских кинорежиссеров нашего времени. Среди его работ такие нашумевшие фильмы, как «Свадьба», «Олигарх», «Такси-блюз». Однако наибольшим хитом мастера стала картина «Остров», вышедшая на экраны страны в 2006 году.

Сюжет фильма

Завязка сюжета происходит во время войны. Гитлеровцы захватывают советскую угольную баржу в Северном море. На ней два человека – капитан Тихон и матрос-кочегар Анатолий.

Перед лицом смерти они ведут себя по-разному. Тихон спокойно смотрит в лицо врагам, а Анатолий просит у немцев пощады. Гитлеровцы обещают сохранить ему жизнь, если он застрелит своего товарища. После выстрела Тихон падает в воду, а баржу немцы взрывают вместе с матросом. Анатолию удается выжить – его едва живого подбирают монахи.

Раскаявшись в содеянном, он остается в монастыре, чтобы трудом и молитвой искупать свой грех. Он живет в котельной, выполняет самую тяжелую и грязную работу. После пережитого Анатолий получает дар целительства – пациенты едут к нему за помощью со всей страны. Для каждого он находит слово утешения. Анатолий – очень необычный монах, многие считают его юродивым. Он редко посещает службы, позволяет себя резкие слова по отношению к братии и отцу-настоятелю, постоянно нарушает дисциплину.

Однажды к Анатолию приезжает адмирал со своей одержимой дочерью – медицина не может помочь ей. Монах узнает в нем своего товарища Тихона, которому удалось спастись. Анатолий отвозит девушку на уединенный остров, где излечивает ее. После этого он просит прощения у своего бывшего товарища. Тихон рассказывает, как ему удалось выжить и говорит, что давно простил своего неудавшегося убийцу.

Смысл фильма

На самом деле, трудно найти двух людей, которые бы одинаково поняли и восприняли эту картину. «Остров» Лунгина – это история о преступлении, раскаянии и поиске прощения через веру и служение Господу. Главный герой даже через несколько десятилетий не может нормально жить из-за совершенного когда-то греха. Но это только один из смысловых пластов фильма.

В фильме показано несколько историй. Центральная – судьба отца Анатолия. Если сравнивать ее с житием традиционных святых, то она начинается не с мелодрамы, а, скорее, заканчивается ею. Начало его истории – настоящая трагедия или драма. Мелодраматический момент нарастает по мере развития сюжета, а апогея он достигает в момент появления в монастыре его бывшего товарища с дочерью.

Образ старца Анатолия – символ человека, проходящего сложную духовную эволюцию. От слабого человека, способного на предательство под давлением обстоятельств, к личности, которая своей верой исцеляет страждущих и может спасти себя самого.

Внутри центральной сюжетной линии зритель встречается с множеством мелких мелодрам. Это судьбы людей, которые приходят к старцу за советом или помощью.

Это история беременной девушки, матери больного сына, женщины, потерявшей мужа на войне, дочери Тихона. Они не рассказываются подробно, а лишь вырисовываются общими мазками. Мы узнаем лишь настоящее этих героев, а об их прошлом можем только догадываться. Возможно, что некоторые из этих эпизодов и кажутся «плоскими», но едва ли стоит к ним стоит подходить с точки зрения психологической или исторической достоверности. По сути, это притчи, в которых зрители должны узнать самих себя.

Многие зрители «покупаются» на церковный антураж «Острова», хотя религия и церковь в нем – скорее, площадка для сюжета. В фильме хорошо заметна ирония в отношении православной церкви. Можно сказать, что «Остров» – фильм духовный, религиозный, но не церковный.

Настоятель монастыря и его казначей, роли которых блестяще сыграли Дмитрий Дюжев и Виктор Сухоруков, предстают перед зрителем функционерами и управленцами, далекими от веры. В фильме показаны настоящие мотивы этих людей, тщеславие и зависть, которые лежат в основе их поступков. Все эксцентричные поступки Анатолия – попытки направить их на путь истинный. Сам главный герой далек от гордыни и тщеславия, он даже исцеляет людей не от своего имени.

Картина Павла Лунгина полна символизма. Ее центральные символы – это огонь и истопник, которым работает главный герой. Огонь очищает, несет надежду, а свет, порождающий им, разгоняет тьму.

В чем секрет успеха фильма?

Казалось бы, сценарий фильма полон клише, но это нивелируется прекрасной операторской работой, точным выбором места съемок. Пейзажи русского Севера в «Острове» завораживают. Они буквально кричат о суровости, кротости и благодати. Самоумаление героев не выглядит здесь натужно или искусственно – среди этих пространств иное поведение невозможно.

Прекрасным режиссерским решением является лаконичность диалогов в фильме. Такая немногословность в устах героев картины выглядит чрезвычайно органично.

Однако решающий фактор успеха фильма – блестящая игра актеров. Это относится ко всему составу, задействованному в «Острове», но особенно подкупает работа Мамонова. Без преувеличения можно сказать, что Лунгин нашел наиболее подходящую кандидатуру на эту роль. Что в других устах звучало бы фальшиво или пошло, в его исполнении кажется естественным и понятным. Такого эффекта можно добиться только в случае, если те или иные реплики или поступки на экране оплачены внутренним опытом актера. Мамонов сам пережил сложную духовную трансформацию, пройдя путь от рокера до отшельника и глубоко верующего человека.

Фильм «Остров» – значительное событие в новейшей истории российского кино. Картина способна изменить сознание зрителя и его взгляд на мир. Она говорит ему об истинной духовности, которую нужно искать не в храмах или монастырях, а в человеческом сердце.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. галина

    на мой взгляд — это лучший фильм павла лунгина. я очень люблю этот фильм

    Ответить
  2. Остров

    Автор, ничего ты не понял. Чтобы понять, надо быть веруюшим. Вот лунгин верующий. Объяснить это невозможно. Это от Бога. Фильм обожаю и всегда жду показа.

    Ответить
  3. Валентина

    Потряс фильм своей необычностью, игрой актеров и глубокой философией

    Ответить
  4. Леонард Казаков

    Когда человек начинает мучаться от грехов своих,понимает,что сам с этим ничего сделать не может,это» нищета духа»,ведет ко Христу Искупителю,а дальше,как апостол Павел сказал:» когда я немощен,тогда силен»,именно такие и получают дары.Настоящий смысл фильма понятен конечно только христианину.Самый протестантский православный фильм,снятый евреем,чудо это,без Духа Божия здесь не обошлось.

    Ответить
  5. Алексей

    за основу образа отца Анатолия взято житие преподобного Фиофила Киевского.прочивав его фильм раскроется во все своей полноте.

    Ответить
  6. Александр

    Главное — это понять главное.
    Если уже разбирать все смысловые пласты этого фильма, то я бы обратил внимание на следующее
    Допустим Анатолий не струсил и проявил такое же мужество , как и Тихон…
    С гораздо большей вероятностью, немцы не промахнулись бы в обоих ,и история была бы закончена.
    Но вот она рука Бога — помогает обоим выжить, и не просто выжить , а очень много достичь , благодаря сложившейся ситуации.
    Отец Анатолий, принял свой грех, как тяжкий, и его не беспокоила уже мирская жизнь, даже не прощение , как таковое он вымаливал, а искупление искал своим образом жизни и отношением к Богу.
    Я так увидел

    Ответить
  7. Konstantin

    Мне этот фильм не понравился. Человек, как он сам считал, предавший другого человека и повинный в его смерти, всю свою жизнь так и не признал перед людьми свою вину. Очень интересно было бы узнать, что он говорил на исповедях в монастыре? Получается, что он поступил как дважды трус: сперва перед фашистами, а потом перед монастырской братией. В связи с этим всё его фиглярство на молитвах выглядит неуместно. И ещё более странно выглядит снизошедший на него дар исцеления от Бога. Я бы ещё мог это понять, если бы дар этот он получил в промёрзлом бараке на Дальнем Севере, чем ему бы заменил суд расстрел за предательство. Это было бы правильно! А так — полная псевдорелигиозная фигня!

    Ответить
    1. Вячеслав

      БРАВО, вот эти мысли меня также посетили.

      Ответить
  8. Татьяна

    «он даже исцеляет людей не от своего имени.!..А исцелить от своего имени он и не может. Гордыня это.а за нее так поплатишься-мало не покажется..Да и «мелодрам» там нет-там трагедии Душ.

    Ответить
  9. макс

    С фильмом остров режиссёр явно с травкой переборщил или одну дорожку вместе со сценаристом дунули.

    Ответить
  10. макс

    С фильмом остров режиссёр явно с чем то забористым переборщил или одну дорожку вместе со сценаристом дунули.

    Ответить
    1. Вячеслав

      СУПЕР замечание!
      Не иначе, как сам Мамонов, козью ножку забивал.

      Ответить
  11. Олег

    Несогласен с автором.Кем бы стал этот монах если бы не церковь? В церкви есть разные люди и хорошие и не очень -так же как и везде. И мазать одной краской церковь как это делает автор — очень глупо или очередной спецзаказ от хулителей сатанистов у которых бог в душе ?

    Ответить