Смысл фильма «Персональный покупатель»

Смысл фильма "Персональный покупатель" Смысл фильма

Фильм «Персональный покупатель» (не вполне верный перевод, следовало бы сказать «Персональный шопер») вышел в 2016 году и получил приз за режиссуру в Каннах. Его режиссер – известный французский интеллектуал и постмодернист Оливье Ассайяс. В главной роли – Кристен Стюарт. Автор фильма следовал одному единственному правиле: чтобы точно, полно и глубоко описать сегодняшний распад мира и личности, он будет непредсказуем и нарушит все правила, смешает все жанры.

О чем фильм «Персональный покупатель»

В центре сюжета – классический персонаж нашего времени, молодой человек западного общества, не имеющий никаких определенных занятий, подвизающийся в прекарной занятости. Вернее, это девушка Морин, роль которой исполняет Кристен Стюарт. Еще недавно таких людей, живущих разнообразными увлечениями и работами то в одной, то в другой стране мира, так и называли – «человек мира». И в этом было что-то гордое, какая-то свобода выбирать – работу, страну, модель жизни.

Но перед нами довольно жалкое и потерянное создание. Морин – персональный шопер капризной звезды Киры. Кира то ли модель, то ли бизнес-вумен – не вполне понятно. Но она чрезвычайно своевольна и высокомерна. Задача Морин, как ассистентки, покупать в бутиках вещи для Киры. Морин ненавидит свою работу. Она живет в Париже, но для нее это какая-то «тряпичная каторга», хотя ей относительно неплохо платят — весьма относительно. В квартире своей работодательницы она знакомится с неким джентльменом, бывшим любовником Киры. Морин узнает, что джентльмен собирается поговорить с Кирой, которая его бросила и теперь избегает.

Еще одна трагедия жизни Морин – недавняя смерть брата-близнеца. У них одна болезнь на двоих один и тот же порок сердца. Перед смертью близнецы договаривались, что тот, кто оставит мир первым, отправит с того света знак оставшемуся. Кристин возвращается в их общий дом, чтобы поймать этот сигнал.

Морин и умерший Льюис считали себя медиумами. Эта тема, важная для Морин, неожиданно поддерживается странной телепередачей, в которой рассказано о художнице, писавшей картины под влиянием общения с духами. Морин эта передача взволновала. Чувствуется, что для нее, в этой бессмысленной жизни, в которой она сама совершенно потеряна и размыта, именно ее медиумические способности – шанс почувствовать себя интересным, необычным и живым существом.

Морин с нетерпением ждет знака, и действительно, ночью происходит что-то странное. Она сначала чувствует таинственную сущность, потом видит призрак, изрыгающий эктоплазму. Испуганная Морин спасается бегством. Сразу после этого на ее телефон начинают приходить СМС от неизвестного, который манипулирует девушкой — уговаривает ее примерить чужую роль. И буквально — померить вещи Киры, что строго запрещено. Но Морин играет в эту игру. Однажды она возвращается в квартиру Киры с двумя пакетами драгоценностей от Картье (Кира их и заказывала, как обычно) и находит свою хозяйку мертвой.

Морин в страхе убегает. Вернувшись домой она с удивлением обнаруживает пакеты от Картье. Непонятно – то ли ей их подбросили, то ли она сама унесла их в беспамятстве. Ее снова бомбардирует СМС незнакомец, которого она принимает за привидение.

Морин убегает от всех неприятностей к бойфренду в Оман и там, в отдаленной хижине, она находит не его, а странное явление – стакан, парящий в воздухе. Она снова задает вопрос: «Льюис, это ты?». Стакан разбивается.

Смысл фильма «Персональный покупатель»

Это кино о распавшемся мире и распавшемся человеке. Морин и сама напоминает привидение – в социальном смысле этого слова. Такова печальная учесть прекариата в кризисном мире – людей, перебивающихся случайными заработками без всякой социальной защиты, без уверенности в завтрашнем дне. Вечная тревога. Вечный страх за будущее… Неудивительно, ведь смерть настигает совсем молодого человека, брата Морин. Кто в таком мире может быть спокоен и не бояться за себя?

Конечно, не стоит сводить весь смысл этого кино к социальным проблемам. Иначе нам бы не показывали призрака. А нам его показывают вначале самым классическим образом – как принято в хоррорах, и это страшно. А потом режиссер остроумно обыгрывает присутствие невидимого призрака с помощью открывающихся дверей лифта и холла, хотя мы не видим людей, которые бы заходили или выходили.

Мы даже не знаем, тот ли это призрак, что был в доме или действительно брат Морин. Скорее, второе. Потому что в отеле полиция хватает джентльмена, который, видимо, и был убийцей Киры.

Смысл концовки

В конце, когда стакан, висевший в воздухе, разбивается, Мрин говорит: «Льюис, это ты? Или это я?». То есть, она начинает подозревать, что все потусторонние явления – это ее экстрасенсорные способности. Может, Льюис и не подавал ей знаков. Морин не видела вместе с нами странной сцены с дверьми.

Режиссер как бы говорит нам, что Морин никогда ни в чем не утвердится. Вечная неопределённость как мука, останется ее уделом. В этом мире она не может опереться даже на определённость потустороннего мира. Ей не оставляют даже веры в возможность общения с душой умершего брата. Это более, чем пессимистичный фильм, точно описывающий самоощущение современного европейца, потерявшего все точки опоры в мире и в самом себе.

Оцените статью
Какой смысл
Добавить комментарий

  1. Дмитрий

    Спасибо за Вашу трактовку, меня бы не хватило на расшифровку смыслов. Несколько неожиданные, но актуальные для меня мысли.

    Ответить
  2. Игорь

    А у меня вопрос, а не сама ли Морин выходила из отеле в форме призрака? Ведь экс любовник Киры мог её убить в отеле? И потом спокойно выходить? Или действительно гениально все придуманно, что не в призраках как таковых дело? И концовка так же не однозначно все трактует) вроде уже она сама умерла физически или смысл как раз такой, который описал автор этого топа

    Ответить
  3. Татьяна

    Проблема глобализации: ничего своего — ни дома, ни семьи, ни жилья, ни банальной машины. всё в аренду. вся жизнь в аренду.

    Ответить