Смысл фильма «Персональный покупатель»

Смысл фильма "Персональный покупатель" Смысл фильма

Фильм «Персональный покупатель» (не вполне верный перевод, следовало бы сказать «Персональный шопер») вышел в 2016 году и получил приз за режиссуру в Каннах. Его режиссер – известный французский интеллектуал и постмодернист Оливье Ассайяс. В главной роли – Кристен Стюарт. Автор фильма следовал одному единственному правиле: чтобы точно, полно и глубоко описать сегодняшний распад мира и личности, он будет непредсказуем и нарушит все правила, смешает все жанры.

О чем фильм «Персональный покупатель»

В центре сюжета – классический персонаж нашего времени, молодой человек западного общества, не имеющий никаких определенных занятий, подвизающийся в прекарной занятости. Вернее, это девушка Морин, роль которой исполняет Кристен Стюарт. Еще недавно таких людей, живущих разнообразными увлечениями и работами то в одной, то в другой стране мира, так и называли – «человек мира». И в этом было что-то гордое, какая-то свобода выбирать – работу, страну, модель жизни.

Но перед нами довольно жалкое и потерянное создание. Морин – персональный шопер капризной звезды Киры. Кира то ли модель, то ли бизнес-вумен – не вполне понятно. Но она чрезвычайно своевольна и высокомерна. Задача Морин, как ассистентки, покупать в бутиках вещи для Киры. Морин ненавидит свою работу. Она живет в Париже, но для нее это какая-то «тряпичная каторга», хотя ей относительно неплохо платят — весьма относительно. В квартире своей работодательницы она знакомится с неким джентльменом, бывшим любовником Киры. Морин узнает, что джентльмен собирается поговорить с Кирой, которая его бросила и теперь избегает.

Еще одна трагедия жизни Морин – недавняя смерть брата-близнеца. У них одна болезнь на двоих один и тот же порок сердца. Перед смертью близнецы договаривались, что тот, кто оставит мир первым, отправит с того света знак оставшемуся. Кристин возвращается в их общий дом, чтобы поймать этот сигнал.

Морин и умерший Льюис считали себя медиумами. Эта тема, важная для Морин, неожиданно поддерживается странной телепередачей, в которой рассказано о художнице, писавшей картины под влиянием общения с духами. Морин эта передача взволновала. Чувствуется, что для нее, в этой бессмысленной жизни, в которой она сама совершенно потеряна и размыта, именно ее медиумические способности – шанс почувствовать себя интересным, необычным и живым существом.

Морин с нетерпением ждет знака, и действительно, ночью происходит что-то странное. Она сначала чувствует таинственную сущность, потом видит призрак, изрыгающий эктоплазму. Испуганная Морин спасается бегством. Сразу после этого на ее телефон начинают приходить СМС от неизвестного, который манипулирует девушкой — уговаривает ее примерить чужую роль. И буквально — померить вещи Киры, что строго запрещено. Но Морин играет в эту игру. Однажды она возвращается в квартиру Киры с двумя пакетами драгоценностей от Картье (Кира их и заказывала, как обычно) и находит свою хозяйку мертвой.

Морин в страхе убегает. Вернувшись домой она с удивлением обнаруживает пакеты от Картье. Непонятно – то ли ей их подбросили, то ли она сама унесла их в беспамятстве. Ее снова бомбардирует СМС незнакомец, которого она принимает за привидение.

Морин убегает от всех неприятностей к бойфренду в Оман и там, в отдаленной хижине, она находит не его, а странное явление – стакан, парящий в воздухе. Она снова задает вопрос: «Льюис, это ты?». Стакан разбивается.

Смысл фильма «Персональный покупатель»

Это кино о распавшемся мире и распавшемся человеке. Морин и сама напоминает привидение – в социальном смысле этого слова. Такова печальная учесть прекариата в кризисном мире – людей, перебивающихся случайными заработками без всякой социальной защиты, без уверенности в завтрашнем дне. Вечная тревога. Вечный страх за будущее… Неудивительно, ведь смерть настигает совсем молодого человека, брата Морин. Кто в таком мире может быть спокоен и не бояться за себя?

Конечно, не стоит сводить весь смысл этого кино к социальным проблемам. Иначе нам бы не показывали призрака. А нам его показывают вначале самым классическим образом – как принято в хоррорах, и это страшно. А потом режиссер остроумно обыгрывает присутствие невидимого призрака с помощью открывающихся дверей лифта и холла, хотя мы не видим людей, которые бы заходили или выходили.

Мы даже не знаем, тот ли это призрак, что был в доме или действительно брат Морин. Скорее, второе. Потому что в отеле полиция хватает джентльмена, который, видимо, и был убийцей Киры.

Смысл концовки

В конце, когда стакан, висевший в воздухе, разбивается, Мрин говорит: «Льюис, это ты? Или это я?». То есть, она начинает подозревать, что все потусторонние явления – это ее экстрасенсорные способности. Может, Льюис и не подавал ей знаков. Морин не видела вместе с нами странной сцены с дверьми.

Режиссер как бы говорит нам, что Морин никогда ни в чем не утвердится. Вечная неопределённость как мука, останется ее уделом. В этом мире она не может опереться даже на определённость потустороннего мира. Ей не оставляют даже веры в возможность общения с душой умершего брата. Это более, чем пессимистичный фильм, точно описывающий самоощущение современного европейца, потерявшего все точки опоры в мире и в самом себе.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Дмитрий

    Спасибо за Вашу трактовку, меня бы не хватило на расшифровку смыслов. Несколько неожиданные, но актуальные для меня мысли.

    Ответить
  2. Игорь

    А у меня вопрос, а не сама ли Морин выходила из отеле в форме призрака? Ведь экс любовник Киры мог её убить в отеле? И потом спокойно выходить? Или действительно гениально все придуманно, что не в призраках как таковых дело? И концовка так же не однозначно все трактует) вроде уже она сама умерла физически или смысл как раз такой, который описал автор этого топа

    Ответить
  3. Татьяна

    Проблема глобализации: ничего своего — ни дома, ни семьи, ни жилья, ни банальной машины. всё в аренду. вся жизнь в аренду.

    Ответить
  4. Сергей

    Парадокс в фильме в том, что не ясно, жива ли она сама. И что из показанного нам реально, а что ее видения. Не приходит ли она сама приведением к людям. Трактовка не может быть однозначной. Ведь она может ощущать и скорую собственную кончину, видя отходящую от себя душу. Возможно, что и конец фильма — это конец ее жизни. В общем не живой, очень статичный фильм. Режиссер решил отойти от канонов, поэтому фильм лишен какого-то катарсиса, умной разгадки, которую ждет зритель. Думаю, что этого то и фильму не хватает. Вместо этого пресные, холодные действа, мертвые диалоги и бесконечная езда на скутере (такая же статичная и затянутая). Героям тоже не сопереживаешь — они однородны и одинаково скучны. Это словно один и тот же характер. Безвольный страдалец, лениво плывущий по течению к кончине.

    Ответить
    1. Очень интересный взгляд на происходящее. Почему вы считаете главных героев безвольными? По-моему, не делая выбор. человек все равно делает его

      Ответить