Смысл фильма Пролетая над гнездом кукушки

Смысл фильма Пролетая над гнездом кукушки Смысл фильма

Есть такая старинная английская считалочка про трех гусей, один из которых полетел на запад, второй на восток, а третий – над гнездом кукушки. Все мы знаем, что кукушки не вьют гнезда, значит… Значит, гусь полетел в никуда. Это считалочка про абсурд. И еще американцы о чокнутых, ненормальных людях говорят, как и мы – «ку-ку». Вот почему в Америке сумасшедшие дома иногда называют «гнездами кукушки». Помните это все, потому что мы начинаем разбирать один из самых прославленных фильмов в истории кино, созданных по знаменитой книге с таким же названием.

Роман и фильм

Роман Кена Кизи, у которого не было других настолько же сильных книг, признали библией поколения хиппи. Хиппи, как мы знаем, считали, что современная цивилизация — зло, она калечит и лоботомирует человека, превращая его в жалкого, материально озабоченного и бездуховного мещанина. То есть, это была книжка о свободе личности, и совершенно неслучайно Милош Форман взялся за этот роман. Он был беглецом из социалистического лагеря на Запад и вопрос свободы для него всегда был больным, животрепещущим.

Что ж, Форман бежит в Америку и снимает в этой «цитадели свобод» кино о том, что нет тут никакой свободы и быть не может – пока жива цивилизация.

О чем фильм Пролетая над гнездом кукушки

В центре сюжета – жизнь мужского отделения психиатрической клиники, в которой люди оказались по самым разным поводам. Тут есть откровенные овощи и совершенно невинный мальчик, которого в клинику затолкала родная мать с помощью главного чудовища в этом мире – медсестры Милдред. Вообще, мы видим много мужчин, пострадавших от тиранического женского начала, уязвленных своими женами, матерями и просто миром, в котором, оказывается, властвует женский порядок вещей, призванный ограничивать мужскую свободу. Но есть здесь и жертва покрупнее, как символ зла, причиненного цивилизованным Западом естественному человеку — индеец по кличке Вождь.

И вот в отделение попадает уголовный тип МакМёрфи, ирландец, обвиненный в изнасиловании. Он настроен очень бодро, ему даже интересно «закосить» под невменяемого, чтобы отмазаться от срока. Но он еще не понимает куда попал, и кто такая на самом деле местная медсестра. Всю силу этой ведьмы он почувствует на себе позже. МакМёрфи, что называется, настоящий мужчина – его яйца всегда при нем. И никакая медсестричка не сможет его «кастрировать». Это абсолютно свободный человек, не укрощенный, настоящий самец группы Альфа. Казалось бы, его торжество над миром унылых и злобных тёток неизбежно. Он отказывается следовать местным порядкам – у него свои правила.

Другие пациенты, давно затравленные и сломленные, смотрят на него с восхищением, он дарит им надежду, какое-то подобие веры в себя.

И вот в фильме случается кульминация – Мёрфи устраивает грандиозную вечеринку с проституткой, пользуясь отлучкой главной сестры. Каждый из парней получит свой маленький вечер счастья, вот только финал этого «праздника непослушания» более, чем трагичный. Паренёк, впервые в жизни решившийся на близость с женщиной, покончил с собой из страха перед матерью – медсестра застукала его с проституткой и грозится все рассказать. Все остальные просто подавлены и напуганы: им напомнили, что миром правит жестокий, неумолимый ПОРЯДОК — мертвящий, жуткий, ненавидящий свободу.

А того, кто считал себя несокрушимым, просто отводят на специальную процедуру. Все случившееся оказалось прекрасным поводом для медсестры свести счеты с Мёрфи, отправив его на лоботомию – жуткую операцию, превращающую человека в овощ. Трудно поверить, но в середине 20 века она была очень популярной, изобретатель лоботомии даже получил Нобелевскую премию. Итак, поздно ночью искалеченный Мёрфи возвращается в палату. Его никто не видит кроме Вождя. Он сразу понимает что случилось, душит Мёрфи подушкой, а затем ломает окна лечебницы и навсегда выбирается на свободу.

Скрытое послание фильма Пролетая над гнездом кукушки

Таким образом мы видим, что во всей этой истории есть один единственный человек, способный измениться и обрести полноту жизни – тот, кто в начале фильма даже не умел говорить. Все, что случилось, всколыхнуло его память, разум – все его существо – и подтолкнуло к свободе. Он не мог не убить Мёрфи, потому что герой должен остаться героем. Мёрфи сам бы попросил его об этом как о милости, если бы еще сохранил способность думать и говорить.

Удивительно, но с каждым годом фильм Формана наполняется все новым смыслом. Мы видим, как общество, выстроенное, казалось бы, на разумных и прогрессивных основаниях, каждый день лишает человека свободы и права на выбор. Многие открыто говорят, что в этой цивилизации естественное мужское начало подавлено – оно не нужно, ему нет места. Люди каждый день кастрируют и лоботомируют себя сами в ужасе перед свободой, в страхе не вписаться, вызвать недовольство «курятника».

Ни одного вскрика, всплеска воли , свободного желания вы не услышите в царстве потребления и политкорректности. А ведь социалистический лагерь, которым нас так пугали как местом подавления свободы личности, давно уже распался. Почему же человек не стал вольным и прекрасным в новом мире – мире победивших «прав и свобод»?

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Какой смысл
Добавить комментарий

escort mersin - dumanbet.club - Goldenbahis