Смысл фильма «Сказка Сказок»

Смысл фильма "Сказка Сказок" Смысл фильма

Работа знаменитого знаменитого советского мультипликатора Юрия Норштейна и его жены Франчески Ярбусовой по сценарию Людмилы Петрушевской завоевала множество наград на международных фестивалях. Мультфильм непрост для понимания, хотя смотреть его можно всем – и взрослым, и детям.

Сюжет произведения

Здесь нет единого линейного сюжета, с простой завязкой, кульминацией и развязкой. Однако сквозь весь мультфильм, через многие его пласты, истории и поэтические видения, проходит образ волчонка, Волчка – того самого, из детской сказки.

В первой сцене мы видим младенца, сосущего грудь матери, она напевает колыбельную «Придет серенький волчок». А вот и волчок – он тут же, он смотрит на ребенка и видит его.

Затем мы переносимся в другой мир, волшебный, где живёт поэт и мифические существа: бык, сказочный кот, удивительная рыба, что плавает прямо в воздухе, и даже пингвин. Поэт занят тем, чем и полагается заниматься творцу – он мучается и творит. Его жена стирает, качает люльку с младенцем. Девочка в панамке прыгает через скакалку, которую вертит огромный, но милый бык.

Другая сцена – опять старый дом и перед ним столы в ряд, застеленные большой белой скатертью. Налетает ветер и уносит скатерть. Старый дом заброшен, заколочен. Не осталось никого, только бродит маленький волчонок по свалке из старых вещей. Он вспоминает, ему видится предвоенный вальс, кружатся пары. И вдруг женщины остаются одни – мужчины, одетые в плащ-палатки, уходят вдаль. А к женщинам, как птицы, прилетают прямоугольники извещений о смерти, звук их бумажных крыльев резок, как выстрел.

Но вот мы переносимся в зимний лес. На ветвях деревьев сидят вороны и… пухлый мальчик, чьи щечки – как яблочки. И еще он грызет яблоко, смотрит на ворон и делится с ними лакомством. Рядом, на скамейке скучная ворчливая мама и вальяжный пьющий папа. Допив бутылку отец гордо, по-мужски встает, на его голове вздымается воображаемая наполеоновская треуголка. Мальчика тащат за руку, он догоняет отца – тоже в треуголке.

Мы снова видим волчка – он запекает картошку в костре. Мы видим свет от фар мимо проезжающих автомобилей. Из двери деревянного дома льется таинственный свет и волчок идет к нему. Он попадает в страну, где живет поэт и его семья. Подкравшись к столу поэта, волчок хватает и уносит рукопись – это от нее исходил волшебный свет. Бежит с этой рукописью через лес, по дороге с автомобилями и вдруг… рулон бумаги превращается в плачущего младенца. Волчок находит люльку, укладывает младенца и напевает ему колыбельную – да, ту саму, про волчка. Ребенок смеется и играет со зверенком. Так о чем этот калейдоскоп чудных видений?

Смысл фильма «Сказка Сказок»

Очень важно понимать, что Норштейн делал не обычный сюжетный фильм, но удивительное произведение, чьи образы настолько сильны, что обращаются к нашим чувствам совершенно минуя разум. Вы смотрите на этого волчка, на уходящих вдаль солдат, на мальчика с воронами, на райские виды с чудесными животными и вы УЗНАЕТЕ их, они вам говорят о чем-то самом важном, вы знаете о чем, но сказать не можете.

Конечно, это волчок из колыбельной – как символ детства и человеческой души. Старый дом был в жизни большинства из нас. Вы уже уехали из него. Но неужели там никого совсем не осталось? Остался персонаж детской сказки, как домовой.

Таинственный мир, в котором живет поэт с семейством – это мир воображаемый, идеальный, какой-то поэтический рай, в котором время остановилось, здесь нет обычных тревог жизни. Здесь грозный бык Пикассо превращается в кроткую и бесконечно добрую животинушку – на побегушках у маленькой дочки.

Совершенно ясна сцена с воронами и мальчиком: это дитя, чья чистота и близость к природе несомненна, он живет сердцем и испорченность, пошлость его родителей пока не сказалась на нем. Но вот он на наших глазах превращается в обычного человека, члена своей обычной семьи.

Военные сцены в фильме особенно щемящие – это трагедия жизни, и, что еще важнее, смерти. Судьбы, искалеченной войной. Мир этот страшен, он трагичен, но в нем есть волшебное пространство детства, сказки и … творчества.

Смысл финала

Тот самый волчок, которого нужно бояться, становится символом доверия к жизни, принятия ее во всей полноте, несмотря на то, что она может быть по-настоящему ужасна – разве есть что-то ужаснее войны? Древняя колыбельная – а знаете ли вы, что она происходит от похоронного обряда? – вдруг становится песней надежды. Вас пугали волчком? А он есть символ любви в этом фильме.

https://youtu.be/EPkG67zlgQ0

Оцените статью
Добавить комментарий