«Табор уходит в небо» — культовый советский фильм. Пожалуй, сложно найти хотя бы одного человека, рожденного в СССР, который не знал бы об этом фильме. Основой для картины послужили ранние работы писателя Максима Горького. Режиссером фильма стал режиссер молдавского происхождения Эмиль Лотяну. В год выхода фильм стал лидером проката.
О чем фильм
Если вы знакомы с сюжетом произведений Максима Горького «Старуха Изергиль» и «Макар Чудра», то сюжет фильма не будет для вас нов. Действия картины происходят на окраине Австро-Венгрии в цыганском таборе.
Фильм начинается с легенды о Лойко и Рады, которая как раз и является одной из частей «Старухи Изергиль». Молодые люди влюбляются друг в друга, когда девушка находит юношу раненым. Она помогает ему встать на ноге. Затем они встречаются снова, когда Лойко пришел в табор к Раде. Молодые цыгане, которые очень ценят свободу, считают, что брак не только ограничит каждого из них, но и может разрушить отношения в целом.
Но на горизонте возлюбленных появляется богатый помещик Антал Силади. Он не молод, но однажды, гуляя по городу, он знакомиться с Радой. В нем вспыхивают чувства к девушке. Но цыганка очень горда, при всем таборе помещик оказывается отвергнут. В ярости Антал проклинает девушку. Лойко в это время пытается проявить свою любовь — он крадет белую кобылу по просьбе любимой. Но власти города недовольны поведением цыган. Они выслеживают молодого конокрада и устраивают разборку в его родном таборе. Отцу приходится выдать властям сына. Лойко успевает послать своего друга Талимона на встречу с барином Балитом, который задолжал ему денег. Но по условиям договора молодой цыган должен сам прийти за долгом, хотя и не может этого сделать. В итоге Талимона убивают, заколов вилами.
Лойко дождался своего приговора — власти решают его казнить. Но с помощью Бульбуля, хорошего друга, конокраду удается избежать смерти. Лойко мчится со всех ног за табором Рады и догоняет его. Он преподносит возлюбленной желанного коня. Девушка разрешает ему остаться с табором, молодые люди проводят вместе ночь.
Лойко получил предсказание от старой цыганки о том, что события закончатся плохо. Но он не верит и просит своего друга Араламби и старого кузнеца Макара Чудру сопровождать его в табор Рады, чтобы просить руки девушки. Но обряд заканчивается несчастьем. Он выполняет условие цыганки — встать на колени перед Радой, что для цыган большое унижение. Но тут же он достает нож и вонзает в тело возлюбленной. В ответ молодого человека убивает отец девушки.
Смысл фильма
«Табор уходит в небо» — это еще и название музыкального произведения, которое стало главной песней всего фильма.
Этот фильм — шедевр своего времени. Его пересматривали множество раз, наслаждаясь историей, актерской игрой и музыкальным сопровождением. Зритель переносился в те времена, когда множество мужчин мечтали о жене-цыганке — гордой, непоколебимой, но при этом страстной и верной. Можно было считать себя настоящим мужчиной, если тебе покорилась цыганская девушка. Они считались одними из самых красивых представительниц женского пола. Именно вопрос мужества стал основой картины. Кто же сможет завоевать сердце Рады? Своенравный и смелый Лойко или богатый Антал? Или девушка предпочтет остаться свободной?
Фильм действительно стал новшеством своего времени. Он отлично передал все нюансы жизни в цыганском таборе, да и вообще особенности этноса. Зритель смог увидеть уклад жизни, идеалы, свободолюбие, традиционную цыганскую семью, любовь к свободе, настроение и характеры каждого персонажа отдельно. Сам по себе фильм является драмой, но и место для юмора в нем тоже нашлось. Ну и куда же без страсти и горячего сердца в цыганской истории? Именно поэтому цыган так любили.
Да, актеры, играющие главные роли не были тогда профессионалами. Но они вложили всю душу в игру. Отдельной похвалы заслуживает музыка. Н. Жемчужный постарался воплотить атмосферу в фильме максимально похожую на реальность. Именно поэтому музыка занимает чуть ли не главную роль в фильме. Слова во многих произведениях непонятны, но достаточно прислушаться к исполнителю, почувствовать его, как тут же улавливается смысл.
История насыщенна такой глубокой атмосферой, что невольно и самому хочется попасть в табор. Страсть, загадочность, своенравность, великолепная музыка и полная отдача актеров сделали свое дело. Даже актеры не цыгане, казалось, вжились в образ полностью. Любовь, дружба, вражда, все это на фоне степных пейзажей, с максимальным количеством эмоций, радости, грусти. Без этого не мог получиться хороший фильм о жизни цыган. Фильму удалось дать зрителям шарм и фантазию, без которой, увы, фильмы забывались.