Смысл фильма «Текст» (2019)

Смысл фильма Текст 2019 Смысл фильма

Самой нашумевшей премьерой российского кинематографа осенью 2019 года стала экранизация книги Дмитрия Глуховского «Текст». Режиссерская работа Клима Шипенко получилась такой же хлесткой и лаконичной, как и само название. Городской нуар, разбавленный романтикой, сбивает с ног в прямом смысле: равнодушных после просмотра социальной драмы не остаётся.

О чем фильм «Текст»

Выпускник-филолог из Лобни Илья Горюнов приезжает в Москву – погулять по ночному городу. Пара отправляется в ночной клуб с символичным названием «Рай», чтобы совсем скоро превратить жизнь главного персонажа в ад. В клубе Горюнов вступает в перепалку с молодым офицером ФСКН Петром Хазиным. Тот в «долгу» не остаётся – подбрасывает Илье наркотики.

Горюнов «отматывает» все 7 лет колонии. На свободе места ему не находится: ни близких, ни работы, ни веры в лучшее будущее. У парня зреет и все сильнее крепнет идея мести Суке (так для себя он называет Хазина). Илья находит обидчика через соцсети, и уже через пару дней встречает его в темном переулке. «Беседа» оборачивается убийством Петра. У Горюнову с его отчаянной безысходностью и жаждой жизни нет другого выхода, как спрятать труп и .. забрать с собой смартфон Хазина.

С этого момента Илья Горюнов перестаёт существовать – продолжает жить Пётр Хазин, но уже в словах, в тексте сообщений. Шикарная жизнь московского мажора Хазина и даже его любимая девушка Нина всецело принадлежат Горюнову, но только в виртуальном пространстве, зависящем от процента заряда смартфона.

Финал, как и положено нуару, драматичен: система проглатывает главного героя. Илья гибнет, но память о нем жива: Нина с подросшей дочкой приходят на его могилу.

Смысл фильма «Текст»

В Тексте обозначены несколько смысловых линий, плотно переплетенных между собой:

  1. Политический подтекст и могущество Системы. Стечение обстоятельств делает из примерного провинциального студента наркоторговца и зека. Жернова прогнившей правоохранительной системы подминают под себя всех, кто стал на их пути. Невозможность противостоять правилам прочувствовал на себе и Хазин: если отец генерал, то и сын пойдет по его стопам, а после – брак по расчету со страшненькой дочкой папиного начальника, чтобы не затесались «чужие» в эту обойму. Да и в отношениях наркоторговцев со следователями нет противостояния: здесь скорее деловые отношения, партнёрство.
  1. Трагедия Маленького человека. Горюнов – изначально негерой и небоец. Это, пожалуй, его главные определения и главные проблемы. Незащищённый в этом мире ни от чего Маленький человек пытается выжить, но терпит неудачу. Здесь можно провести параллель с «Братом» Сергея Бодрова с поправкой на happy end: в Брате герой «сдюжил». В Тексте победителей нет: каждый по-своему продавлен системой. Горюнов в конце фильма «вырастает» в героя, но вокруг – выжженная земля.
  1. Гаджет – главный персонаж. Не было бы смартфона, фильм закончился бы, не успев начаться. Смартфон автоматически хоронит Горюнова и возрождает Хазина. Потому что мы уже давно стали информацией в наших гаджетах: статус в соцсетях, фото с отдыха, пикантное видео с девушкой, любимая музыка, – в смартфоне сосредоточена вся жизнь следователя Петра Хазина. Мысли, чувства, переживания можно измерить в гигабайтах. Исчезает человек – за него продолжают жить пиксели в экранах. Перефразируя мысль автора: «Мы – всего лишь текст».

Смысл финала фильма «Текст»

На карту поставлена жизнь самого Горюнова и спасение Нины (которую он успел полюбить живой, невиртуальной любовью). Илья не оставляет себе шанса: на экране мы видим окровавленный стол.

В последнем кадре возле могилы Ильи Горюнова стоит Нина с дочерью. В фильме закадровый голос не сообщает об этом, но мы понимаем, что «тайное стало явным»: Нина узнала, кто отговаривал ее от аборта, кто признавался в любви в сообщениях, кто так яростно и нежно оберегал, защищал.

Смартфон роднит Горюнова с Хазиным: Илья становится Петром в предлагаемых обстоятельствах. Невольно он пытается наладить отношения отца с сыном (и ему это удаётся), дарит матери Хазина необходимое ей тепло (будто восполняет нехватку нежности с собственной уже покойной матерью). Все старания Ильи – это всего лишь в секунду набранный печатный текст смс-сообщений, но он меняет жизни людей во вполне реальном пространстве.

Поневоле став заложником чужого образа, Горюнов не изменяет себе: между добром и злом он снова и снова выбирает светлую сторону. Любовь к загадочной для него девушке Нине окончательно сжигает все мосты сомнений, сделав из студента-филолога и бывшего зека настоящего героя. А значит – система несовершенна. Ее уязвимое место – отсутствие правды. История маленького человека снова закольцовывается, подтверждая несокрушимую истину о том, что сила в правде. И в любви.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Алина

    Признаться честно, данная рецензия к фильму «звучит» более талантливо, нежели сама картина. Увы, всей сути, полной глубины изначальной задумки на экране разглядеть невозможно, и здесь довольно сложно сказать, что именно этому мешает — будь то мрачные тона, в которых снято и выпущено кино (хотя справедливости ради нужно сказать, что сюжетная линия и сам жанр именно такие оттенки и предполагают), либо же это актёрский состав скуповато сыграл трагедию. Однако в целом описание раскрывает главное. Спасибо автору 🙂

    Ответить
  2. Виталий

    Спасибо, что расшифрофрали, иначе я не понимал совсем, весь этот фильм, и того, что нам пытались донести. Хорошо тут всё только для Нины, и ее дочки. надеюсь персонажи мать и сын Горюновы встретятся. Мама ж не давала ему покончить самоубийством. Жуткий тяжеляк….

    Ответить