«Темный рыцарь», вышедший в прокат в 2008 году, стал одним из самых успешных супергеройских боевиков десятилетия. Кинокартина по сей день занимает 4 место среди лучших фильмов за всю историю киносайта IMDb. Снятый Кристофером Ноланом, данный фильм стал вторым в трилогии, посвященной легендарному герою комиксов — Бэтмену. Данный фильм повествует о противостоянии двух антагонистов: Бэтмена и Джокере, чье лицо изуродовано шрамами, из-за которых злодей носит на лице жуткую «вечную улыбку».
Справится ли защитник города с новым изощренным и жестоким противником, бросившим вызов Готэму и его жителям, а также со множеством искушений и вызовов, которые подкинет ему судьба в лице как противников, так и союзников?
В кинокартине поднимается множество остросоциальных, политических и философских проблем, позволяющих зрителю самому решить, что для него допустимо, а что нет и принять сторону, которой он искренне сопереживает.
Смысл фильма «Темный рыцарь»
Главная идея фильма базируется на понятиях относительности добра и зла. Мир, в отличие от мрачного города, в котором разворачиваются события, не черно-белый, и зачастую даже перед тем, кто не запятнал себя преступлениями, стоит нелегкий выбор: как поступить и чем пожертвовать ради спасения жизней?
В фильме поднимается проблема закона и его способности противостоять злу. «Белый рыцарь», городской прокурор, пытающийся обезвредить угрозу, исходящую от правонарушителей с помощью правосудия и подчиненных закону институтов, противопоставляется не только тому, кого он стремится поймать и обезвредить. Главной его противоположностью является «Темный рыцарь», Бэтмен, для которого нет запретных методов при борьбе со злом, от которого он, будучи маленьким ребенком, пострадал, став свидетелем убийства обоих родителей.
Однако, даже зло как таковое носит разные маски и имеет разную историю в лице тех, кто ему служит. Джокер, несмотря на моральное и внешнее уродство (существует множество легенд о рождении «злого шута», начиная от жестокого отца и заканчивая падением Джокера в бак с кислотой, разъевшей ему лицо; так или иначе, внешнее уродство в фильме выступает одним из внутренних поводов для формирования злого эго клоуна), предстает в роли весьма интеллектуального и храброго противника (он, как и Бэтмен, не прибегает к каким-либо «внешним» способам борьбы, опираясь лишь на природный интеллект и обаяние). Его не останавливает ни страх риска, ни страх гибели и поимки. Он – типичный трикстер (шут, обманщик, чье поведение не вписывается в канон сюжетной локации и благодаря этому способствует развитию динамичного сюжета) и любит «большую игру»: именно благодаря Джокеру действие из небольшого мрачного городка переносится в Азию и приобретает международные масштабы. Главная сложность данного персонажа заключена в том, что все то зло, которое он творит, он делает не ради политических или экономических выгод, а просто ради хаоса. Он идейный злодей, и это делает его особо опасным.
В фильме поднимается и вопрос политики: не только отдельные люди, но и государства, укрывая заведомо опасных преступников, могут потворствовать распространению преступности, а значит, и зла.
Важной темой стал и выбор: подбросить монету, решающую судьбы людей, куда проще, чем признаться самому себе в том, что грань, которая отделяет мораль от аморальности и разум от безумия, давно стерта. Ослабленный и поддавшийся уговорам Джокера некогда «Белый рыцарь» принимает на себя роль Двуликого, становясь хладнокровным убийцей, мстящим за смерть дорогого ему человека и возложившего ответственность на обгоревшую с одной стороны монету, которую подбрасывает перед окончательным решением (которое, конечно же, давно принято им в глубине души, жаждущей крови).
Сцена с паромами также ставит и героев картины, и зрителей перед вопросом: чья жизнь мне ценнее, моя собственная или жизнь другого человека? Цинизм Джокера в этой сцене достигает пика: сообщая о взрывных устройствах на обоих кораблях, которые вывозят из города гражданских и заключенных, он заведомо ставит себя в позицию победителя, ведь если решение уничтожить корабль будет принято, то каждый из причастных к смерти других людей встанет с Джокером на одну ступень.
Смысл финала фильма
Борьба между злом и добром никогда не прекратится. Единственное, чем можно помочь участникам этой борьбы – надеждой на победу сил света.
Пожертвовать собой можно не только отдав жизнь, но и позволив испортить свою репутацию ради обеления имени, которому люди действительно доверяли. Бэтмен, идя на подобный шаг (сохранении репутации павшего Белого рыцаря), прекрасно понимает, что борьба продолжается и именно данный, на первый взгляд, проигрышный шаг, сможет помочь повергнуть торжествующее зло.