Одновременно мощное и сдержанное ковбойское кино «Власть пса» (2021) – ревизионистский вестерн по форме, а по сути – глубокая драма. Это семейная история из жизни хтони американского Запада 1920-х годов, но она вполне проецируется на современную жизнь. Главным персонажам хочется сопереживать, ведь подобные им потерянные личности есть и сейчас. В фильме затронуты важные темы – о природе одиночества, о желаниях подавленных и освобожденных, о трагедии сломленной души.
Ранчо Фила и Джорджа – самое богатое и успешное на землях Монтаны. Многие в округе хотели бы работать у братьев Бербанков. Один полностью ведет хозяйственную деятельность, другой занимается счетоводством, бумагами. Такой братский и деловой союз всех устраивает и дает хорошие результаты. Фермеров уважают, но относятся к ним настороженно. Мужчины – очень разные, и не только внешне, но и по натуре.
- Резкий и злой Фил отличается импульсивностью и жесткостью. Крепкий и сильный мужлан в стетсоне – кумир местных подсобных рабочих, сам перегоняет стадо и в одиночку может кастрировать быка. Сторонник традиционного полудикого уклада жизни ковбоя.
- Спокойный, добрый, умный Джордж – «застегнутый на все пуговицы» американец. Образован, деловит, хорошо ладит с людьми. Любит порядок, стильно одевается, водит автомобиль. Стремится к лучшему и ищет перемен в жизни.
Однако фильм не о том, как в США 1920-х в быт приверженцев старых порядков внедряется прогресс. На примере обитателей ранчо «Власть пса» описывает проблему одиночества и поиска смысла жизни. При этом режиссер подает историю сломленных душ неоднозначно, оставляя зрителю простор для размышлений и собственных выводов.
Братский союз Бернбанков оказывается под угрозой распада, когда Джордж увлекается миловидной вдовой владельца местной забегаловки. Бедная Роуз Гордон после свадьбы входит хозяйкой в богатый дом с дубовыми панелями, картинами и чучелами на стенах. Женщине сложно привыкнуть к иному укладу жизни. Много проблем доставляет ее нелюдимый и озлобленный сын Пит, не приспособленный к сельскому быту. Фил против вторжения в их размеренную жизнь чужаков и намерен расстроить брак брата. Поначалу он всячески издевается над новыми членами семьи, но позднее замечает в подростке что-то схожее с собой и сближается с ним. Но отношения Фила и Питера имеют далеко не родственный окрас.
Суть фильма заключается в том, что персонажи пребывают в самых близких связях только формально. А фактически никто из четверых не вправе дать волю собственным чувствам и переживаниям, так как не может рассчитывать на любовь и понимание со стороны другого. Они ощущают себя одинокими и не способны сплотиться вместе против суровой реальности бытия. Это явно бросается в глаза на фоне безграничной свободы природного пейзажа и плавного течения жизни и животных, и людей.
Взаимоотношения обитателей огромного ранчо то закручиваются в клубок, то расплетаются на нити персональных проблем. Главное в том, что каждый их них чувствует себя неуютно, одиноко и старается спрятаться от других.
- Роуз замыкается, впадает в депрессию и все чаще «заглядывает на дно бутылки».
- Пит соорудил себе тайное убежище, где прячется от издевок по поводу его «слишком женственного» поведения.
- Джордж абстрагируется, оптимистично верит, что все перемелется.
- Фил постоянно провоцирует конфликты, агрессируя по отношению ко всем домочадцам.
Драматизм ситуации состоит в том, что персонажи находятся в одинаковом положении, хотя каждый несчастен по-своему. Поэтому они справляются со сложностями на свой лад. В результате одним не настолько уж темным и грубым кажется их прошлое. А другим – не таким уже светлым и неведомым представляется будущее. В финале ко всем приходит осознанное спокойствие и благодать – ценой страшных мучений и внутренних переживаний.
У британского драматического фильма The Power of Dog, который основан на одноименной книге Томаса Сэвиджа, есть другой вариант перевода названия – «Сила собаки». Оба отсылают к строфе Пс 21:21, в которой Давид призывает Господа избавить его одинокую душу от меча и псов. Изначально в Библии псы изображались как падальщики, а еще напоминали о греховной ноше человека. Метафора есть и в живописной горбатой горе, возле которой живут обитатели ранчо: в ней видятся очертания собачьей головы.