Фильм «Выживший» режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту повествует о тяжелых временах американцев, добывающих и переплавляющих пушнину в начале 19 века. Напряженные отношения с аборигенами часто приводят к нападениям индейцев, уверенных в том, что чужаки лишние. Но здесь племя краснокожих разыскивает украденную дочь вождя, поэтому переговоры исключены полностью.
Главную роль Хью Гласса исполняет Леонардо Ди Каприо, играющий проводника американских охотников. Прожив долгое время бок о бок с индейцами, Гласс прекрасно знает здешние края и нравы краснокожих. В свое время у него была жена из их племени и совместный ребенок. Однако после очередной стычки с американцами его супруга погибла, и он забрал сына, который составлял смысл его жизни.
Хью Гласс оказался в отряде американцев ради очередного заработка, и его сын как всегда находился при нем. Подвергшись нападению со стороны индейцев, охотники потеряли большую часть отряда. Руководитель принимает решение бежать к форпосту, припрятав пушнину. Пробираясь к своим, Гласс подвергается нападению медведицы, которая его сильно ранит. И здесь начинается отсылка к реальной истории, которая вдохновила режиссера на создание «Выжившего».
Сюжет из жизни
В американской истории действительно был прототип Хью Гласса. Будучи охотником, он также подвергся нападению медведя и едва не умер. Оставшиеся с ним двое добровольцев из отряда дождаться гибели охотника и похоронить его, поскольку его раны были смертельными. Однако они решили догонять отряд, бросив товарища на произвол судьбы. Но тот выжил и смог добраться до своих, простив в итоге своих «друзей».
Эта история обросла легендами и покорила американцев стойкостью духа и силы воли выжившего. И это – главная идея фильма, где герой прилагает невероятные усилия, чтобы выжить и… отомстить. Дело в том, что сценаристы несколько изменили концовку и придумали повод для мщения.
Режиссерский поворот
Оставшиеся с Глассом трое охотников также должны были похоронить героя после его смерти. Одним из них был его сын-полукровка от погибшей супруги. Вторым человеком был Бриджер, молодой человек с моральными ценностями. Он отказался от денег, предложенных начальником отряда за будущие похороны Гласса.
Однако третьим в их команде оказался расчетливый и меркантильный Джон Фицджеральд, который согласился остаться не ради христианского обычая, а чтобы разжиться деньгами. В критический момент, опасаясь за свою жизнь, он убивает Хока (сына) на глазах умирающего отца. Это и была дополнительная режиссерская мотивация для героя, чтобы выжить ради мести.
Натурализм
Можно с уверенностью сказать, что «Выживший» – атмосферный фильм. Во-первых, съемки на реальной местности, без использования студийных павильонов. Поэтому природа перед зрителем здесь предстала во всем величии. Натурализм бьет через край: актеры работают вживую на 20-градусном морозе, по колено ходят в стылой воде, а вегетарианец Ди Каприо даже поедает печень бизона.
Серые тона фильма вовсе не отпугивают. Идеальная операторская работа позволяет зрителю присутствовать в каждом моменте съемок. Здесь действительно ощущаешь страх, когда слышишь свист индейских огненных стрел. Чувствуешь близость разъяренной медведицы и невольно вздрагиваешь, когда она раздирает тело выжившего.
Не сразу понимаешь всю суть происходящего, когда Гласс забирается внутрь трупа своей только что погибшей лошади, потому что это единственный шанс выжить в студеную ночь. Однако на утро он прикасается к ней, как бы прощаясь и благодаря ее за ночное «пристанище». Гласс становится проводником не только из-за хорошего знания местности. Он чувствует лес, реку, животных, и научился он этому у индейцев.
Многоязычность
Еще одна смысловая нагрузка фильма. Когда используется несколько языков, приходит ощущение того, насколько люди разные, даже через словесную передачу. Индейский язык, на котором может говорить и Гласс, понятен и без перевода. Тысячелетняя языковая мудрость аборигенов очень сопряжена с любовью и уважением к природе.
С другой стороны, английский язык здесь редко к месту, как и французский. Недаром главный герой произносит лишь десятка полтора фраз за весь фильм. Причем большинство из них – на языке индейцев.
О чем фильм «Выживший»
Перечисленные здесь идеи, конечно, не охватывают всю многогранность режиссерского видения. Алехандро Иньярриту указал зрителю на многие вопросы, которые не потеряли свою актуальность и в наши дни. Злодей и убийца Фицджеральд не в состоянии смириться с безденежьем, ради которых способен идти на компромисс со своей совестью. Больше всего опасаясь за свою жизнь, он легко убивает молодого парня.
Величие природы и ее понимание, жизнь по совести или ради денег, захватнические походы против этнических индейских племен, выживание в критических ситуациях и неуемное желание идти к своей цели – это лишь не многие послания от Алехандро Иньярриту. Сюда же прибавляем блистательную игру актеров, и фильм заставляет задуматься о многом, а главное – научиться отбрасывать ненужное ради главного.
https://youtu.be/gmlOj2xyA5c