«Снега больше не будет»: смысл фильма и суть его названия

«Снега больше не будет»: смысл фильма и суть его названия Смысл фильма

Драмеди «Снега больше не будет» (2020) ‒ это чисто славянская фантасмагория с элементами сатиры и мистики, которая балансирует между мрачным реализмом и абсурдистской комедией. Работа самобытной польской постановщицы Малгожаты Шумовской продолжает тему предыдущих фильмов («Лицо», «Во имя…», «Приди ко мне»). Её внимание приковано к «другим» людям, которые так или иначе должны выживать в чуждой им среде консервативного социума.

Главный герой фильма ‒ Женя ‒ родился в зоне ЧАЭС за 7 лет до аварии. Вскоре после трагедии его мама умерла от лучевой болезни. А на мальчика радиация подействовала странным образом: он приобрел необычайную силу мысли, с помощью которой может не только передвигать предметы, но и исцелять людей (забирая их боль и болезни подобно Джону Коффи из «Зелёной мили»).

Во многом суть фильма открывается, если сопоставить его слоган «Чернобыль – это только начало» и вставку – финальный титр о том, что последний раз снег в европейской части планеты выпадет в 2025 году (так прогнозируют климатологи). Может показаться, что основная идея связана с проблемами экологии, последствиями техногенных катастроф и угрозой всемирного потепления. Нет, глобальные аспекты затронуты косвенно, а основная тематика имеет ярко выраженный социально-политический окрас.

Женя иммигрировал в Польшу в поисках заработков и «места под солнцем», нашел работу массажиста в богатом столичном районе. Каждый день с огромной сумкой, в которой находится массажный столик, он появляется в домах респектабельного панства, нуждающегося в его услугах. Благодаря своему дару парень очень скоро приобретает славу целителя не только скованных тел, но и замкнутых душ. Клиенты современного исповедника и гуру верят, что его необыкновенные способности скоро изменят жизнь каждого из них.

В заголовок фильма вынесена фраза одного из обывателей элитного коттеджного поселка под Варшавой, где разворачиваются экранные события. Время действия по сюжету – канун Рождества. Редкий человек не любит эти дни, когда все вокруг находится в ожидании чуда и предвкушении счастливых перемен. С учетом метафор и символов, которым наполнен фильм, снег олицетворяет обновление и надежду людей на лучшее завтра. В финале под густые хлопья наконец-то пошедшего снега обитатели «кукольных домиков в глянцевом мире» меняют свою жизнь, словно стряхнув с себя морок или долгий недуг.

Объединение столь разных по проблематике авторских посылов дает следующую смысловую параллель: Если человеческое несчастье можно прочесть по «забитым» и закрепощенным мышцам (или недугам в сфере подсознательного), то общемировую болезнь определяют по сбившемуся ритму погоды (ведь природа – это «тело» планеты).

В картине есть и другой снег – ядерный пепел, который часто видят и сам Женя, и те, кого он врачует. События пережитой катастрофы ‒ у парня «на подкорке». Он снова и снова возвращается к ним в мелькающих на экране флешбэках. Герой грезит об излечении умирающей матери. В одном из эпизодов он с помощью гипноза получает у сотрудника ГМС Украины штамп «Постiйне проживання» о выезде на ПМЖ в Польшу. Показано и его владение телекинезом: взглядом передвигает стакан, как это делала девочка в финале «Сталкера». Женя ‒ тоже сталкер, но не в фантазийные постапокалиптические миры, а в область подсознания человека. Во время сеансов он с помощью транса вводит клиентов в сумрачную зону их души. Внутренний мир каждого изображен в виде чернобыльского леса. Человек сталкивается лицом к лицу со своим собственным Чернобылем ‒ теми демонами, которых надо победить рез и навсегда.

Так кто же он — таинственный чудотворец, несущий спокойствие и добро в европейское комьюнити? Кажется, что Женя соткан из одних совершенств. Привлекательная внешностью, атлетическое сложение. Веселые кудри, доброжелательная улыбка, непроницаемый взгляд. Никогда не повышает голос, ни с кем не спорит и со всем соглашается. Знает несколько языков, фанат футбола донецкого «Шахтера», слушает вальсы Шостаковича, может сыграть на фортепиано Шопена или исполнить балетные «па». Восхищаясь его достоинствами, можно упустить главное: наш герой одинокий, несчастный и инаковый. Он предстает перед теми, на кого совершенно не похож, в образе, который помогает ему выживать в чуждой среде, вдали от родины.

В сложной палитре идей и мыслей Малгожаты Шумовской есть еще одна аллегория. Женя исчезает из жизни обитателей коттеджного поселка так же внезапно, как в ней и появился. Постановщица фильма словно говорит: «И у чуда есть срок действия». Оно приходит ниоткуда и уходит в никуда, как неожиданно выпавший или скоро растаявший снег. Также в этом можно увидеть намек на социальное высказывание о парадоксальной роли мигрантов-невидимок в европейском капиталистическом обществе.

В целом сюжет фильма «Снега больше не будет» можно описать так: несхожесть аккуратизма и стандартов «пластиковой» Европы и того хтонического и притягательного хаоса, которым наполнено и «дышит» постсоветское пространство. Именно из него является в благополучное польское предместье главный герой ‒ переживший чернобыльскую трагедию украинец Женя.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Жанна

    Чудноватое кино, конечно. Актер, исполняющий главную роль, смешон в подражании Патрику Суэйзи из «Грязных танцев»

    Ответить