В чем смысл фильма «Выбор Фредерика Фитцелла»

В чем смысл фильма «Выбор Фредерика Фитцелла» Смысл фильма

В канадском психологическом триллере «Выбор Фредерика Фитцелла» (год производства 2018, показ в России 2021) режиссер Кристофер МакБрайд играет с концептом времени под стать Кристоферу Нолану с его зрелищными трюкачествами в «Эффекте бабочки» или «Областях тьмы». Смотреть это довольно сильное, впечатляющее и запутанное кино с большим количеством нарочных допущений сложно, если не отбросить мысль о привычном делении времени на прошлое, настоящее и будущее. Философской опорой психологического триллера «Выбор Фредерика Фитцелла» является концепция временной многомерности с основами теорий энтернализма и презентизма времени.

САСПЕНС

Фредерик Фитчелл ‒ 30-летний «белый воротничок» из Торонто. В жизни успешного и благополучного молодого человека есть всё, к чему принято стремиться: стабильная работа, добротный дом, хорошая невеста, любимая мама. Но в глубине его сознания то и дело вспыхивает вопрос «а так ли я живу?»:

  • Может предпочесть скучной работе корпоративного клерка визуальное искусство, которому обучался в университете?
  • А что, если вместо покладистой и непритязательной Карен найти креативную подружку ‒ вроде нонконфомистки Синди Уильямс, с которой был знаком в выпуском классе?
  • Как быть с тем, что невозможноповлиять на состояние матери, страдающей от неизлечимого заболевания и угасающей на его глазах?

Когда реальность становится невыносимой, человек склонен отправиться в путешествие в собственный разум. С помощью экспериментального вещества «Меркурий» Фредди отправляется в пучины своего сознания, чтобы больше не стоять на перепутье между настоящей жизнью и ожиданиями от нее. Только там он сможет найти ответ на вопрос, почему не смог реализовать свои мечты и навсегда погряз в рутине.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ СЮЖЕТА

Дополнительное название фильма – Flashback ‒ говорит о том, что кино собрано из вспышек воспоминаний главного героя, его галлюцинаций, трипов и параноидальных идей. Визуальный ряд представлен потрясающими планами потерявшегося в самом себе человека. И главной темой здесь выступает поиск ответа на вопрос, где пролегает грань между реальностью и вымыслом, настоящим и искусственным.

Людям впечатлительным фильм к просмотру не рекомендуется – из-за резких переходов, яркого освещения и насыщенной контрастности смысл происходящего на экране для них будет полностью утерян. Эти разного рода раздражители специально создают дискомфорт – чтобы зритель смог ощутить, как чувствует себя человек, запутавшийся в собственных мирах. Важной деталью в картине являются рисунки главного героя, мечтавшего стать художником. Это своего рода портал между реальным и придуманным. Например, образ «человека-со-шрамом» из будущего, или гигантское чудовище (в виде множества размытых зубастых ртов, наложенных друг на друга), которое следует за ним с самого детства.

Главная уловка режиссера ‒ абсолютное отсутствие «отбивки» между видениями из разных временных пластов, очередное воспоминание всегда начинается неожиданно. Даже искушенной зритель оказывается сбит с толку рваной канвой повествования в первой части, зато мощный и неожиданный финал способен произвести на эмоциональных любителей психоделики практически эффект катарсиса.

Оригинальное название проекта ‒ The Education of Fredrick Fitzell ‒ обозначает «Обучение Фредерика Фитцелла». Но российские локализаторы предложили свой альтернативный перевод, делая акцент на поднятых режиссером проблемах свободы выбора каждого человека. Официальный слоган картины ‒ «In the blink of an eye your life can turn upside down».

СМЫСЛОВАЯ НАГРУЗКА ФИЛЬМА

Можно сколько угодно фантазировать на тему того, на основе какой симуляции – виртуальной или психической – выстроен фильм. Если оттолкнуться от показанных Кристофером МакБрайдом образов и фактов, то в целом кино можно трактовать как одну большую метафору взросления. Когда человек задумывается о своей судьбе и свободе выбора, когда он мечется между интересной и насыщенной бунтарской жизнью и комфортным, но будничным и скучным существованием. Тогда смысл сюжета окажется прост: он в извечном конфликте молодых анархистов и простых обывателей средних лет.

«Выбор Фредерика Фитцелла» переводит фразу о каждом, как о кузнеце своего счастья, за рамки критериев «истина» и «ложь». Через его призму эти слова и то и другое одновременно: да, каждый кузнец своего счастья, но для этого каждый должен понимать, в какое место болванки ему стучать, ведь удары в правильное – дадут форму и удовлетворение результатом, а в неправильное – шум и усталость.

Что по сути происходит в фильме? На пороге тридцатилетия Фред задумывается о своем месте в истории, начинает сомневаться в правильности своих поступков. Прокуролесив по закоулкам своей памяти, он приходит к выводу, что утраченные и оставшиеся в прошлом возможности не обязательно могли быть лучше того варианта, что существует здесь и сейчас. В итоге главный герой навсегда закрывает для себя дверь в альтернативные жизни и приводит в порядок свою текущую реальность. Таким образом он освобождается от прошлого травмирующего опыта и выбирает спокойную нынешнюю действительность: снова возвращается к офисной работе, смиряется с естественным уходом из жизни больной мисси Фитцелл, женится на Карен и становится отцом.

Фредерик стремительно взрослеет, принимает на себя ответственность за свои поступки и выбирает размеренную и предсказуемую жизнь вместо бунта и анархии. Зрителю не стоит копаться в том, что происходит с главным героем на самом деле ‒ действительно меняет ли он свое прошлое или просто стирает или видоизменяет воспоминания о минувших событиях. Суть в том, что он постоянно делает выбор, а не убегает от обстоятельств.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Жанна

    Фильм- мощнецкая психоделика… все так запутано, что при просмотре кукушка может конкретно отказать.

    Ответить
  2. Qqq

    Все реальности существуют одновременно, автор не понял смысла.

    Ответить
  3. Nik

    И правда, фильм напоминает эффект бабочки, но тут поднялась другая тема
    Если верить в одного творца и множества копий наших, то действительно, возможно есть связь с теми самыми копиями о которых мы даже и не знаем.
    Фильм хорш вообще, есть над чем задуматься

    Ответить
  4. Татьяна

    Автор не понял смыл фильма.

    Ответить