Французский мэтр кино Франсуа Озон для сценария фильма «Двуличный любовник» (2017) взял общий мотив романа «Жизнь близнецов» Джойс Кэрол Оут. Зрителям, желающим разобраться в сюжетных твистах психоэротического триллера, обращаться к литературному первоисточнику не стоит. Адаптация настолько вольная, насколько это может себе позволить исследователь человеческой сексуальности, знаток женских тел и душ ‒ знаменитый мистификатор Франсуа Озон.
Главный персонаж фильма ‒ молоденькая парижанка Хлоя ‒ идёт на поводу своих физиологических ощущений и находится в плену своих иллюзий. Чего только не нафантазирует себе неврастеничная анорексичка, коротая одинокие вечера с котом: необъяснимое заболевание, идеального любовника.
Хлоя обращается к психоаналитику из-за депрессии и фантомных болей в животе. Врач ‒ обходительный и привлекательный блондин ‒ после пары сеансов отказывается продолжать лечение и признается, что влюбился. Пациентка отвечает на чувства Поля, и они погружаются в романтическую и эротичную l’amour.
Однажды из окна автобуса Хлоя видит возлюбленного с другой. Ревнивая мадемуазель устраивает за ними слежку и видит, что это мужчина, который как две капли воды похож на Поля. Луи ‒ его брат-близнец и тоже практикующий психолог ‒ вызывает у Хлои неподдельный интерес. Девушка записывается к доктору на прием, а оттуда прямиком попадает к нему в постель. Луи ‒ абсолютная противоположность сдержанного и галантного брата – соблазнительно брутальный, зашкаливающее сексуальный.
Хлоя не может определиться, кто из любовников притягательнее. Начинается «раздвоение»: когда она спит с одним, то думает о другом. Вскоре полоски на тесте указывают на возможную беременность. Хлоя не знает, с кем из партнеров заводить беседу об отцовстве. Ситуация осложняется тем, что Поль категорически отрицает тот факт, что у него есть брат-близнец.
Продолжая копаться в личной жизни любовника-обманщика numéro un, Хлоя узнает о том, что бывшая девушка Поля стала инвалидом после попытки самоубийства. Сандра была беременна, но не от него, а от Луи. Нахал под видом брата имел с ней близость ‒ подпоил и изнасиловал. Когда девушке открылась правда, она не захотела с этим оставаться. После трагедии Поль вычеркнул Луи из своей жизни. Об этом Хлое рассказала мать Сандры.
Хлоя принимает решение – немедленно порвать с любовником-злодеем numéro deux. Но тот настойчиво преследует, угрожает. Конфликт разрешается, когда она выстрелом из револьвера убивает Луи. Потерявшую в этот момент сознание Хлою отвозят в больницу. Когда она приходит в себя после операции, врач сообщает, что никакой беременности не было, ей удалили кисту, из-за которой она себя плохо чувствовала.
В больничные покои приходят Поль и мать Хлои. Несмотря на давнишнюю неприязнь к дочери, женщина хочет поддержать её в тяжелой ситуации. И тут зритель видит, что мать Хлои – это мадам, рассказавшая ей историю бывшей подруги Поля, то есть мать Сандры. Получается, что девушки ‒ сёстры-близнецы? Это уже перебор, может подумать искушенный любитель психологических драм-обманок, и окажется прав.
На самом деле у Поля и Хлои нет вторых зеркальных половинок. Луи и Сандра ‒ плод воображения и нездоровых фантазий девушки. А учитывая то, что одной из причин обращения Хлои к психоаналитику был преследующий ее укоряющий взгляд матери, ключевой фигурой сюжетной развязки в фильме становится эта женщина. Оказывается, 25 лет назад у неё родились акардиусы (паразитические близнецы), и Хлоя ‒ результат этого редкого биологического феномена. Она была телом-донором по отношению к поглощенному ей еще в утробе матери неразвивающемуся близнецу. Отсюда и беспокоящие её боли, и воображаемая нерождённая сестра в образе Сандры, и фантазии с любовником, братом Поля.
Теперь всё позади: операция прошла успешно, можно забыть о проблемах со здоровьем и докторах. Она мирится с матерью и возвращается из больницы домой к возлюбленному. Заключительные кадры демонстрируют атмосферную постельную сцену с участием Хлои и Поля. Но в доме они не одни. Наблюдавшая за происходящим из-за окна Сандра разбивает стекло и оказывается в комнате. Как говорят французы, la commedie est terminé.
Весь хронометраж фильм «Двуликий любовник» идет по тонкой линии между драмой и триллером, периодически окунаясь в эротику и психологический хоррор. Солирующая мысль, которую автор передает через щекотливую тему психологического расстройства ‒ перенос личных проблем на внешнюю среду. Девушка запуталась в себе и совершенно не понимает, почему несчастна и постоянно плачет без причины. Незаметно для самой себя она проигрывает историю своего происхождения в отношениях с Полом и Луи. На этой воображаемой сцене разворачиваются и реальные события, и фантазии Хлои.
Дуэт сознания и подсознания ‒ главный в жизни человека. От того, найдется ли между ними разумный компромисс, зависит, насколько человек счастлив. Нельзя отказаться ни от одного, ни от другого. Иначе мы станем либо психически неполноценными, либо фрустрированными личностями. Так принято считать. Об этом и фильм Франсуа Озона.