Кинокритики кратко определили смысловой формат этого проекта, снятого в жанре «прямого кино» – «гимн эпохе тотальной неуверенности». Это время, в котором живут многие современные россияне, особенно в провинциальной глубинке. В одном из таких реалистично-фантазийных мест, где жизнь словно застыла и идет по привычке, разворачиваются действия в фильме «Герда». История частично опирается на опыт близких людей и собственную биографию режиссера и сценариста Натальи Кудряшовой.
В чем смысл картины? Конкретный ответ на этот вопрос зрителю искать не стоит. Потому что авторами фильма он реализован в виде иллюстрации современных реалий бытия – без моралистического уклона или намека на социальную драму. Этакая «сказка для взрослых», но не про Герду из «Снежной королевы». Все гораздо прозаичнее, с демонстрацией темных сторон жизни и неприглядных картин быта. Примечательно, что средства на производство этой сугубо чернушной драмы выделило Министерство культуры РФ.
Мрачные пейзажи периферии, смурные и удрученные обыватели, в первых же кадрах – журчание урины в сосновом лесу, невероятное количество «обнаженки» и визуализация «темы С» – все это атрибуты «чернухи», столь популярной у деятелей «корпоративного» кино. Тех, кто одновременно выступает в роли режиссеров и сценаристов, привлекает непрофессионалов на роли ключевых персонажей и громко объявляет об автобиографичности сюжета. Фильм «Герда» в 2021 году пополнил линейку подобного рода кинопроектов, в которой стоят «Волчок» В. Сигарева, «Крошка» Л. Ланских, «Чики» Э.Оганесяна.
Итак, коротко о картине, главную роль в которой сыграла Анастасия Красовская. 22-летняя студентка-юрист из Минска решила параллельно с моделингом начать зарабатывать в кино. Примечательно, что на кастинг ее отправила мама, убедительно посоветовав дочери (внешне похожей на Джо из «Нимфоманки» и не имеющей профессиональных артистических навыков) сняться в этом гиперреалистичном треше.
Герда – сценическое имя девушки, которая зарабатывает в стриптиз-клубе, демонстрируя мастерство пол дэнса и искусство приватных танцев. Часть заработанных денег Лера (так ее назвали родители) торопится потратить в ближайшем к дому магазине «Верный». Накупив продуктов и лекарств, она идет в унылую пятиэтажку, где живет вдвоем с матерью. Иногда к ним заходит перманентно нетрезвый отец. После службы в полицейском участке он является к бывшей родне, чтобы потрепать им и себе нервы. Мужчина ушел в другую семью, но сомневается в своем поступке. Мать Леры после развода впала в глубокую депрессию: либо спит, либо в «астрале» бродит по квартире. Мрачную повседневность главной героини пытается скрасить приятель. Олег работает в морге, а в свободное время рисует картины. Парень самоотверженно совершает поступки, свойственные влюбленным, но девушка воспринимает это равнодушно.
Лера со своего приработка копит деньги на обучение: она студентка социологического факультета. Для курсовой работы нужно проводить опросы населения на актуальные темы. Поэтому днем девушка ходит по квартирам и деревянным от постоянного недосыпа голосом задает вопросы: «согласны ли вы, что страна движется в верном направлении»; «считаете ли вы президента внешне привлекательным мужчиной»; «хватает ли вам денег»; «счастливый ли вы человек». Встречая недоумение со стороны респондентов и получая весьма неадекватные ответы, будущая социологиня предпочитает заполнять анкетки сама — «да, нет, свой вариант».
Беспросветность и никчемность такой жизни Лера-Герда воспринимает апатично. Нет ни единого намека на внутренний бунт или на поиск путей освобождения от рутины. Мало что дает и эскапизм во снах девушки. В них ничего не происходит – ни плохого, ни хорошего, только покой и блуждание в тумане. В своих видениях она представляет мир, в котором живет, как темную и запутанную чащу, откуда можно вырваться, если обрести крылья. При этом в реальности она боится покинуть «зону обитания». Здесь все понятно: привычный быт, возможность получить профессию, влюбленный друг. А еще – яркий глянец ночного клуба, превосходство над конкурентками по пилону, ирландский виски вместо домашнего самогона. Девушку на пугает кошмар, в котором она живет. Не пугают и лабиринты сна. Она в этом пространстве родилась и выросла. И вне его себя не представляет. Поэтому изо дня в день исполняет один и тот же ритуал: днем – бестолковые опросы, хлопоты по хозяйству, общение с другом, ночью – грязные танцы ради заработка.
«Герда» – это фильм-лабиринт, который рассказывает размытую и неровную историю о девушке весьма недалекой и идущей путем не самого высокого сопротивления жизни. Представляет собой какие-то порочные круги Сансары полуфантазийной действительности в сквозном действе. На протяжении двух часов зрителя перед экраном удерживает главная интрига: понимание ситуации из разряда «а что тут, собственно, происходит». Суть в том, что проект сделан с одной целью: воспринять увиденное на чувственном уровне. «Герда» – не драма о поисках себя и семейных проблемах, и даже не социальный комментарий. Просто российская «чернуха». Мрачное, грязное и злое искусство «полного метра», которому в киноиндустрии присвоен статус «независимого» кино.
Точно, такое дерьмо нормальный человек не снимет, не разрешит снимать и не выпустит на экран
Убогий скучный фильм, просто ни о чем, ни смысла, ни раскрытия сюжета, сплошная чернуха и утопия. Два часа потраченного времени и не приятный осадок от просмотра данной картины.
Скучнейший фильм ни о чëм. Такой чернухи я никогда раньше не смотрела. Ходит эта Герда всегда с одним и тем же набыченным выражением лица, как, впрочем, и другие герои картины. О чем страдания такие великие, я так и не поняла. Вообще ничего не понятно, смысла никакого.
Смотрела только ради Юры. Он единственный на кого в этой картине приятно смотреть.
На самом деле пол России живут в таком лимбе. И этот фильм напомнил юные годы непонимания и нерешительности. А таг же медленного осознания того какая вокруг грязь и разруха. От осознания того, что только ты сам можешь изменить все вокруг себя…ощутимое и не ощутимое…
Но в конце она же открыла дверь на балкон и не закрыла квартиру, может это и была попытка вырваться из этой рутины?