Бессмертный роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» был написан в начале 60-х годов XIX века. Это время в отечественной истории отмечено важнейшими реформами и государственными преобразованиями.
Консервативная, запуганная жестким режимом абсолютистской монархии Николая I, Россия, потерпевшая сокрушительное поражение в Крымской войне (1853-1856), получила наглядное подтверждение слов прогрессивно настроенных государственных деятелей о необходимости коренных преобразований, которые помогли бы преодолеть затянувшийся кризис: необходимо было внедрить новые жизнеспособные и соответствующие европейскому духу времени идеи, а вместе с ними и новое отношение к государству, чиновничеству, живущим в отечестве людям. Важную роль в преобразованиях планировалось передать прогрессивной и либеральной молодежи. На образованных представителей молодого поколения возлагалась огромная ответственность по исправлению закостеневших представлений, нравов и порядков, тормозивших развитие страны и уродовавших облик государства в целом.
Однако, не всем идея реформ казалась столь необходимой. Старшее поколение, всю жизнь проведя в согласии с устоявшимися представлениями о стране, карьере, семье, любви, социальных прослойках и людях, их представляющих, за исключением небольшой группы просвещенных государственных управленцев и деятелей искусства и науки, не испытывало желания менять привычную им жизнь.
Страх перед преобразованиями, неустойчивостью положения и неизвестным будущим, были отличительной чертой старшего поколения, бывшего свидетелями и участниками николаевской эпохи, надежно въелись в души и умы, подпитываемые страхом перед явными и тайными отделами полиции и карающим государственным аппаратом.
Но реальная жизнь оказывается куда сложнее идеалистичных представлений и далеких мечтаний юных ревнителей свобод. Роман построен на противопоставлении поколения отцов, которые, несмотря на любовь ко множеству устоявшихся традиций и обычаи, в лице Кирсанова-старшего имеют убеждения человеколюбивые и гуманные. Как показывает автор романа, далеко не все «отцы» являются убежденными противниками реформ, многие из них на деле выступают лишь против максимализма и губительного радикализма, присущего новым идеям в восприятии «детей» и придающим данным идеям аморальный и бесчеловечный характер. Опасения «отцов», наблюдающих за новым поколением, не напрасны: в новом, с виду «чистом», свободном и прогрессивном мире «детей» не остается места главному действующему лицу, ради которого задумывались реформы и преобразования: молодежью отрицается сам человек как личность, живой и одухотворенный субъект, способный испытывать эмоции, угрызения совести, раскаяние, страх и любовь. Если для поколения «отцов» данные чувства были нормой, влияющей на их судьбы и зачастую в корне менявшей в их жизнь (что наглядно подтверждают истории обоих братьев Кирсановых-старших), то поколение «детей» относится к данным проявлениям живой души и сознания с презрением: любовь нельзя потрогать, из нее нельзя извлечь практическую выгоду, боль и страдания лишь ускоряют растрату человеческих ресурсов, которые можно направить на улучшение жизни: вклад в науку, в ее практическое применение — вот что должно стать нормой и цениться превыше всего в новом обществе. Нигилизм, присущий «детям» в подаче автора выглядит куда более угрожающим, чем консерватизм «отцов», пусть и наносящий видимый ущерб общему развитию государства, но не покушающийся на основы природы тех, кто берется исправлять ситуацию — свободолюбивых и интеллектуально одаренных людей.
Обезличенная и возведенная на новый уровень в иерархии ценностей наука предстает в глазах молодежи новым идеалом: знание ради знания не предполагают моральных и этических ограничений и учета последствий, которые, однако, могут сыграть злую шутку с новыми творцами мира. Сами люди, видимые молодыми скептиками безликой толпой, для управления и изучения которой не требуется особых сил и умений, автоматически лишаются права на свободу выбора: отсутствие должного интеллекта и здравого смысла, по мнению «детей», закабалило большинство населения отечества.
Однако, даже самые твердые и пафосные убеждения, наскоро принятые «детьми», зачастую сталкиваясь с реальностью, утрачивают свою иллюзорную непогрешимость: нигилист и циник Базаров находит в глубине своей души (к факту существования которой относится весьма скептически) отклики к любви, романтике и простому гуманизму: в решающий момент, когда на кону стоит жизнь человека, юноша, столь цинично отзывающийся о людях в целом, не решается забрать жизнь одного из них. Стоя на пороге смерти, юноша испытывает простой человеческий страх перед неизвестным, и даже научные познания и успехи в области медицины не могут обмануть психику человека.
В чем же заключен смысл названия романа Отцы и дети? Произведение «Отцы и дети» — это яркое и точное описание вечного конфликта поколений, одно из которых кажется увядающим, а другое — через чур радикальным в своих принципах и методах. Роман иллюстрирует схватку не только представителей двух семей: в романе отражены события, проходившие в масштабах всей страны: Россия Тургенева, стоящая перед нелегким выбором: так дальше жить нельзя, но по-новому жить мы не умеем, переживет переломный момент — это бурлящий котел из судеб, мировоззрений, политических взглядов и социальных групп. Без разрушения старого нельзя выстроить новое, но ломать — не строить. И если поколение «отцов» успешно оказало свою живучесть, пусть и в не самых завидных условиях, то поколению «детей» еще предстоит продемонстрировать свои умения на деле.
Актуальность романа заключается в постоянном историческом движении любого общества: на смену «отцам» приходят «дети» с новыми идеями, политическими, социальными и культурными новшествами, которые зачастую пугают и раздражают старшее поколение. Однако, данные процессы не остановить одним лишь желанием и словесными баталиями: и прошлое, и новшества должны на деле доказать свою полезность и значимость для блага человека и общества, лишь тогда конфликт отцов и детей будет сглажен.