Комедия Грибоедова о русском дворянине, вернувшемся из-за границы и столкнувшимся с чудовищной косностью русской жизни, ее топорностью и интеллектуальной отсталостью, недаром называется «Горе от ума». Она полна загадок, стилистических красот и явных несостыковок. И одна из первейших ее тайн – смысл названия. Точно ли Грибоедов имеет в виду обычный человеческий ум? Но тогда почему Пушкин счел Чацкого, главного героя, резонера и умника, глупцом? И добавил, что умный человек с первого взгляда видит с кем имеет дело и не будет спорить с идиотами.
Умная молодежь против глупых стариков
Заметим, однако, что Грибоедов описал весьма распространенное в те времена явление. Многие молодые дворяне в конце 18 – начале 19 века уезжали учиться или просто путешествовать в Европу, которая в то время бурлила идеями просвещения, атеизма, свободы, освобождения от сословных оков. Это были свежие, авангардные достижения человеческой мысли. Но сами-то дворянчики были родом из страны, погрязшей почти в средневековье. Здесь и речи не шло ни о каком равенстве, напротив – мы были позором Европы, страной, в которой процветало крепостное рабство.
Атеизм? Боже упаси! О таком в России и помыслить не смели. И вот представьте, вы, потолкавшись в парижских гостиных, наговорившись всласть обо всем лучшем и светлом, возвращаетесь домой, где вас просто никто не понимает. Вы хотите донести передовые идеи Запада – а вас ведь за этим и отправляли учиться в Европу, не так ли? – Фамусовым и Скалозубам. Вы чувствуете себя миссионером, призванным просвещать и развеивать тьму. Но здесь, на родине, вы выглядите полным идиотом. Нужно заметить, что подобного рода ум в те времена назывался вольнодумством. Именно вольнодумца рисует перед нами Грибоедов. Чацкий считает, что он умен, потому что образован, интеллектуал, просвещён. А вот всем вокруг он кажется опасным идиотом, потому что в этой мрачной жизни нужен какой-то другой ум – почти инстинкт, ум животный, материальный.
Страшно и то, что Софья, образованная, умная от природы барышня, демонстрирует Чацкому самые неприятные стороны своей натуры. Вместо того, чтобы полюбить просвещённого друга детства, как и полагается передовой девушке, она любит жалкого Молчалина, с его лакейскими повадками. Колкости и сарказм Чацкого по отношению к окружающим раздражают ее – она понимает, что ее выбор (Молчалин) не выносит никакой критики.
Именно европейские идеи, крепко усвоенные Чацким, открывают ему глаза на все мерзости жизни на родине. Тут можно вспомнить, как г-жа де Сталь, побывав в России, вспоминала, что в этой северной стране никто не ценит блеска ума, истинной любезности и остроумия. Что русские, собираясь в своих роскошных домах на светские рауты, не блещут изящным разговором, обсуждением книг и идей, а вечно играют в карты на деньги и хвастаются своим богатством.
Простодушный глупец против прожжённых хитрецов
В конце концов просвещенность Чацкого приносит ему горе, настоящие беды. Сердце его разбито, когда он узнает, что умница Софья влюблена в ничтожество Молчалина. Наконец, он видит, что все вокруг считают его опасным сумасшедшим, человеком, лишившимся ума. Вон что заграничное вольнодумство-то с людьми делает!
Можно сколько угодно смеяться на Скалозубом, но он, с его дурацкими принципами, успешен, делает великолепную военную карьеру. Фамусов – истинный мракобес, но он богатый и уважаемый человек. Молчалин ничтожество? А как тогда он добился любви столь блестящей девушки, как Софья? Он хитер и его тактика себя оправдывает.
Кто проиграл, кто тут неудачник, кого все сторонятся и презирают? Чацкого. Если никто вокруг не признает вашего ума, так с чего вы взяли, что он у вас есть? Чем докажете? «Если ты такой умный, то где твои деньги», где твой успех, где твоя карьера и жена-красавица? Вы видите, что пьеса Грибоедова современна как никогда. Ничто не изменилось с тех времен, когда Грибоедов ее писал. Он правдиво обрисовал все глупости и мерзости российской жизни, дав понять, что здесь, если вы хотите преуспевать, нужен не европейский ум, а что-то другое.
Тогда Чаадаев еще не написал своих страшных писем, о которых Пушкин не говорил, что они глупы – отнюдь, он ими восхищался. Но ведь все произошло ровно так, как было описано Грибоедовым: Чаадаев, подобно Чацкому, пропитался передовыми идеями Запада, сравнил их с практикой русской жизни и написал разоблачающие философские послания, которых русское общество не поняло. Николай I объявил Чаадаева сумасшедшим! Мы видим, как зловеще раскрывается смысл названия «Горе от ума».
Страдания рефлексирующего человека
Мало кто задумывался о том, что в страданиях Чацкого Грибоедов описал и собственные муки. Более того, человек глубоко рефлексирующий, сомневающийся и, как все умники, спорящий даже с собой, Грибоедов разложил внутренние сомнения и муки совести на двух персонажей пьесы. Да, представьте себе, Чацкий и Молчалин — это две ипостаси самого автора.
Грибоедов был гениально одаренным человеком: сначала юным гением-полиглотом, затем успешным дипломатом. В молодости он был близок кругу декабристов и всей просвещенной молодежи. Он пленялся революционными идеями, во многом разделял их. Тут он необыкновенно похож на Чацкого, согласен со всеми его разоблачениями и сам выносит приговор мерзостям русской жизни.
Но Грибоедов был еще и великим практиком, человеком, которому мало одних разоблачений – ему нужны настоящие достижения, созидание во благо страны. Он отходит от круга вольнодумцев и резонеров, начинает делать дипломатическую карьеру. Как вы думаете, легко она ему далась? Сколько Скалозубовых и Фамусовых встретилось ему на этом пути? Воевал ли он с ними? Нет, он вынужден был с ними уживаться, хитрить, прекрасно зная, что плетью обуха не перешибешь. Легко ли ему давалось это приспособление? Очень трудно. Наверняка, Грибоедов глубоко страдал там, где другие охотно лебезили и угодничали. Помогает это понять смысл названия «Горе от ума»? Безусловно. В какой-то момент Грибоедов осознает, что из-за этой мимикрии в нем проросло второе существо – приспособленец, хитрец Молчалин. Как человек честный и совестливый, он не скрывает от себя самого этих страшных изменений.