Гоголь написал эту пьесу в 1835 году и бытует мнение, что сюжет для комедии ему подсказал Пушкин. Сам писатель признавался, что решил собрать в пьесе все плохое, что есть в России — показать, сколько много несправедливости есть в обществе, где эта справедливость как раз нужна как никогда. Он решил таким образом посмеяться над подобными ситуациями, потому что изменить что-то, поломать эту систему крайне тяжело в одиночку.
Смысл названия пьесы «Ревизор» — ироническое изображение уклада общества в то время. «Ревизором» назван несуществующий человек, которого все боятся и к приезду которого все готовятся. В пьесе изображена вся суматоха и паника, боязнь того, что все их темные дела выплывут наверх и о них узнает весь город, заставляет чиновников суетиться и стараться прикрыть все, что они успели натворить.
Образ Ревизора — образ многогранный. Поначалу он немного открывается в виде героя Хлестакова, а потом в конце произведения читатель узнает о настоящем ревизоре. Но на самом деле Ревизор — это образ справедливости, честности, который несет в себе обязательное наказание за все пороки, которыми богато общество и правительственная верхушка в том числе. Ревизор — как Судья, появляющийся для того, чтобы наказать всех виноватых и похвалить всех тех, кто живет по правилам морали и добродетельности.
«Ревизор» — это пьеса, в которой показано уровень гниения общества, умения вовремя найти выход из ситуации, подлизаться и прогнуться перед значимыми лицами, чтобы самому остаться в хорошем свете. Все события показаны в юмористическом, ироническом свете, но, к сожалению, состояние дел не вызывает смеха и очарования у читателя. Думающий и знающий читатель поймет, что смеяться не над чем, так как общество опустилось настолько низко, что ниже уже некуда.
К сожалению, ничего не меняется — пьеса была написана много лет назад, но остается актуальной и по сей день. Мы можем наблюдать подобное в любой сфере нашей жизни. Например, когда в школе приезжает кто-то из министерства, чтобы проверить качество и уровень образования — учителя сразу же начинают готовить открытые уроки, разные развлекательные программы, продумывают урок от а и до я. Когда проверка приезжает в школу — все готовы встречать их с распростертыми объятьями и показать, какими старательными учениками богата их школа, как ответственно и профессионально относятся к своей работе учителя, как они любят детей. Когда проверка уезжает — все возвращается на круги своя: уроки становятся опять скучными, учителя не считают правильным делать их интересными и познавательными. Все продолжается ровно до того времени, пока не нагрянет новая проверка. Это очень грустно, потому что подобные ситуации — показатель непрофессионализма и плохой работы — учитель не любит то, чем он занимается, не любит детей и не стремится дать им знания. Но для высшего начальства он профессионал и старается выставить себя в лучшем свете.
Чтобы события «Ревизора» не повторялись, нам нужно быть честными перед самим собой и делать свою работу качественно и ответственно. Это важно не только для нашего окружения, но и для нас самих как личностей творческих и ответственных за свои деяния.