Андрей Платонов был гениальным писателем, обладавшим неповторимым авторским стилем. Произошедший в октябре 1917 года переворот и последовавшие за ним события Платонов оценивал критически. Отношение его к происходящему было весьма негативным, но высказывать свои мысли открыто, он, разумеется, не мог. И поэтому писал художественные произведения, которые, естественно, не публиковали, но и за антисоветскую деятельность и пропаганду писателя, как многих других творческих людей, не привлекали. В СССР повесть «Котлован» можно было прочесть только в самиздате. Лишь в 1987 году она стала доступна широкому читателю.
В своих произведениях Андрей Платонов использовал придуманный им самим язык – трудночитаемый и с виду корявый, но полный глубокого смысла. Малограмотные цензоры не могли осилить платоновскую прозу и, возможно, поэтому его не трогали. Названия произведений писателя всегда символичны. Если авторы, воспевающие строительство социализма, использовали для своих сочинений названия вещей, такие как «Цемент» или «Бруски», то Платонов, стремящийся описать происходящее с определенным пессимизмом и сарказмом, назвал свою повесть «Котлован».
Понятно, что в «Брусках» речь шла вовсе не о заготовках из дерева, а о людях, верящих в социализм и трудящихся с верой в светлое будущее, так и «Котлован» символизирует скорее братскую могилу и стремление не наверх, к солнцу, а вниз – в грязь и тьму.
На протяжении всего повествования действующие лица роют котлован. Он должен стать основанием для фундамента нового дома, в котором смогут жить все пролетарии города. Повесть заканчивается, а котлован так и недостроен. Платонов показывает бессмысленность перехода от старого к новому, который можно обеспечить лишь ценой человеческих жизней.
Персонажи «Котлована» написаны автором схематично. Нет оттенков – только черное и белое. Главный герой повести рабочий Вощев, уволенный с завода, пытается осмыслить то, чем занимается, а именно, строительство котлована. Для себя он находит объяснения. Но по сути он является таких же расходным материалом, как и миллионы советским граждан, вынужденных терпеть нужду ради мифического светлого будущего.
Руководители строительства показаны Платоновым не энтузиастами, готовыми снять с себя последнюю рубашку ради достижения великой цели, а такими, какими они были тогда и остались сейчас – приспособленцами и бюрократами, действующими в собственных корыстных интересах.
Девочка Настя, прибившаяся к строителям после смерти матери-буржуйки в финале умирает, символизируя мысль автора об уничтожении старой России. Вместе с девочкой умирает и надежда на будущее.
Смысл названия повести «Котлован» — это сплошная метафора. Чем глубже становится котлован, тем дальше становится светлое будущее. Индустриализацию и коллективизацию автор считает неудавшимися экспериментами, результатом которых стало построение гигантского концентрационного лагеря. При этом сопутствующие потери исчисляются десятками миллионов жизней.
Одна идея, которую развивает Платонов в своей повести, близка и жителям современной России. Гигантский дом, который по замыслу проектировщиков котлована, должен быть возведен на месте котлована, предназначен не только для размещения всех угнетенных, но и для их защиты от окружающего мира. Не правда ли, знакомая картина. По мысли сегодняшних проектировщиков общероссийского котлована, чем сильнее страна будет изолирована от мировой цивилизации, тем лучше для ее граждан. Мнение последних во внимание не принимается.