Смысл названия повести Очарованный странник — Лескова

Смысл названия повести Очарованный странник - Лескова Смысл названия

«Очарованный странник» — повесть Лескова Николая Семёновича, входящая в его цикл произведений о праведниках. Название повести вроде бы очевидное, говорящее само за себя, особенно для тех, кто хорошо знаком с произведением. Казалось бы, «странник» – это путешественник, а прилагательное «очарованный» описывает, что герой удивляется и радуется всему, что попадается на пути его странствий. Но одновременно с этим, в названии как будто бы имеется скрытый подтекст, прослеживается какая-то ускользающая истина, идущая тонкой ниточкой через все 20 глав.

Ведь если смотреть глубже, смысл названия повести Очарованный странник не так уж однозначно и просто отображает происходящее. Стоит разобрать название на составляющие его слова – получится уже новая интерпретация событий жизни главного героя, совершенно не такая, какой она казалась на первый взгляд.

Слово «очарованный» имеет широкое значение в контексте данного произведения. «Очарованный» возможно образовано от слова «чары». Всю жизнь Флягин испытывал на себе воздействие неких высших сил: он был вымолен у Бога матерью, он совершал необъяснимые поступки (например, воровство лошадей, убийство монаха в азарте, «смеха ради»), видел вещие сны, находился в бесовском алкогольном плену, обращался к гипнотизеру («магнетизеру»), буквально сходил с ума. «…Я многое даже не своею волею делал…», как будто кто-то околдовывал героя, сбивал его с верного жизненного пути. Каков этот путь? По всей видимости, стать послушником, ведь в конце концов герой выбирает именно эту дорогу. Она, с одной стороны, подарена ему судьбой, предначертана ему с рождения, с другой же, выбрана им самим во спасение души.

Одновременно с этим, смысл этой части названия может происходить от глагола «очаровываться» – то есть находиться под сильным впечатлением от чего-либо, обвораживаться, прельщаться. Иван Северьянович Флягин испытывал трепет от красоты тех мест, по которым ему пришлось странствовать. Он оказывался очарован прелестью родных земель: «Краса природы совершенство, и за это восхищенному человеку погибнуть… даже радость! ». Он тосковал по Родине, находясь в плену у татар, в зареве чужих степей ему виделись православные храмы. Был общителен и добр с людьми, помогал незнакомцам, находясь под впечатлением от встреч с ними. Он искренне любил лошадей, ухаживал за ними с самого детства, восхищался их преданностью, силой, грацией. Был поражен в самое сердце женщиной, цыганкой Грушенькой, да так сильно, что отдал большую сумму хозяйских денег, лишь бы только слышать ее песни дальше. Он так любил ее, что взял на душу страшный грех убийства, лишь бы не допустить ее греха. Он был очарован своей верой, любовью к Богу и благоговением.

Смысл названия раскрывает также и второе слово – «странник», которое отображает различные ипостаси главного героя, Ивана Северьяновича Флягина, раскрывающие его многогранную личность. Во-первых, это его непосредственные перемещения в пространстве: скитания от одного двора к другому, путешествия по городам, жизнь у татар в плену, в другой культуре и вере. Весь его жизненный путь наполнен поиском «своего места».

Во-вторых, постоянное нахождение Ивана Флягина на волоске от смерти и различные загадочные обстоятельства, не позволяющие ему погибнуть; знаки судьбы, преследующие его, вещие сны, дар пророчества – это все отражает его странствие между жизнью обычной, приземленной и жизнью мистической. Миром, покрытым завесой тайны.

В-третьих, род его занятий в течение всей жизни менялся: он был и конюхом, и нянькой, и врачевателем, и преступником, и пленным, и военным, и артистом цирка, и, в итоге, монахом. Разительные перемены сфер деятельности для жизни рядового крестьянина. Разительные, но так органично вписывающиеся в многогранную личность, казалось бы, простого русского человека, что даже нет причин усомниться в задумке Лескова — показать истинного странника, путешествующего по дороге жизни.

В-четвертых, это название отражает его душевные странствия: от грешника, убивавшего людей на войне и в миру, мучившего животных, укравшего и пропивавшего чужое имущество, к праведнику, который духовно рос, сражался со своими бесами и искренне веровал. Монахом предначертано стать этому человеку с рождения, мать вымаливала его у Бога, обещала, что данный ей сын станет богослужителем. Но Иван Флягин всю жизнь пытался нарушить материнскую клятву, и только в конце своего пути он пришел к ее исполнению, к монашеству. Все время он пытался погибнуть – от своих и от чужих рук, но ни разу так и не погиб. Быть может, это снова вмешательство высших сил – он должен был отдать свой долг вере, ведь это она дала ему жизнь.

Первоначально автор повести Николай Семёнович Лесков дал название ей «Черноземный Телемак». «Черноземный» — подчеркивало русское и простонародное происхождение главного героя. А Телемак – это сын Одиссея, известного античного путешественника. Телемак и сам долго скитался по земле, как и герой повести Николая Семёновича Лескова Иван Флягин. Только Телемак искал отца, а Флягин, что стало понятно в конце произведения, искал себя. Нельзя сказать, что название «Черноземный Телемак» было бы хуже, но «Очарованный странник» более понятное русскому человеку имя для данной повести. Смысл названия сразу перемещается от приключенческой стороны жизни главного героя к его духовным скитаниям.

Нельзя отмести все варианты расшифровки смысла названия кроме какого-то одного, оставив его как единственное верное. Здесь нет одной определенно правильной интерпретации, все эти характеристики героя включены в название, которое избрал автор для своего произведения. В этом и заключалась задумка Лескова – показать, как многогранна, противоречива и загадочна душа человека, русская душа, душа грешного праведника.

Оцените статью
Добавить комментарий