Смысл названия произведения Распутина «Уроки французского»

Смысл названия произведения Распутина "Уроки французского" Смысл названия

Рассказ «Уроки французского» обнажает атмосферу послевоенной России. Страна еще не восстановилась от военных действий, кругом голод. Боль каждой матери – добыть еду, чтобы накормить своих детей. Главным героем произведения является рассказчик – одиннадцатилетний мальчик. Он был способным парнишкой, с тягой к учебе. Мать приняла решение во что бы то ни стало отправить его учиться в гимназию. Самым трудным моментом был отъезд из дома на все время учебы. Сердце матери обливалось кровью, но лишь в этом случае ее сына ждала другая жизнь.

Смысл названия рассказа «Уроки французского» не так прост на первый взгляд. В нем скрыто несколько значений. На поверхности лежат видимые отношения мальчика и его учительницы французского языка Лидии Михайловны. Будучи классным руководителем, Лидия Михайловна давно приметила талантливого ученика и взяла под свое крыло. Начала преподавать ему уроки французского индивидуально, желая подтянуть знания по предмету. Это была ее личная инициатива, которую рассказчик сначала принял за наказание. Учительница видела в способном парнишке потенциал, который был далеко не у всех ребят в классе. Так уроки французского ворвались в жизнь рассказчика и перевернули его представление о процессе обучения.

Глубинный смысл названия заключается в преподнесенных жизненных уроках. Лидия Михайловна преподала мальчику не только уроки французского, но и уроки доброты, сострадания, умения принимать помощь. Рискуя своим авторитетом и должностью, она научила рассказчика главным законам человеческих отношений. Если бы не чуткая учительница, мальчишка бы умер голодной смертью. Он был горд и с трудом принимал помощь. Благодаря правильным действиям Лидии Михайловны, он смог пережить сложное время. Год был неурожайный. Мать не могла отправлять в гимназию картошку и хлеб – единственное питание для сына.

Подаренная учительницей коробка с макаронами стала спасением для мальчика. Те заветные трубочки стали не только пищей. Вместе с ними он получил знания, проявление заботы и доброты. Образ Лидии Михайловны навсегда остался в его сердце. Невозможно было вспоминать ее без благодарности за предоставленную возможность выжить. Внимательность и сострадание со стороны совершенно чужого человека научили рассказчика истинному отношению к людям. Добрые поступки совершаются не на показ, а по велению сердца. Три красных яблока из посылки, завернутые в ватную подстилку – главный символ благодушия.

В мире много жестокости и несправедливости. Рассказчик был вынужден зарабатывать деньги на еду, играя с нечестными подростками. После нескольких случаев обмана, он разочаровался в человеческих отношениях. Но милосердие Лидии Михайловны позволило убедиться в обратном. С каждой несправедливостью можно бороться гуманными методами, оставаясь человеком в любой ситуации. Нравственные уроки оказались полезнее, чем французский язык. Но, назвав произведение, «Уроки французского», Валентин Распутин оставил читателям возможность самим решать были ли уроки ценны с точки зрения человечности. Доброта, забота, искренность никогда не обесценятся.

Оцените статью
Добавить комментарий