Гений мировой литературы — Федор Михайлович Достоевский хотел продемонстрировать возможные пути морального преобразования человечества. Причем сделать это путем концентрации именно на человеке — центре жизни. В романе «Преступление и наказание» поднимаются темы, которые больше века являются причиной для размышлений о жизни и ее ценности, о том, где кончаются границы проявления собственной воли, а также о Боге и дьяволе в душе каждого из нас.
Уже с самого начала прочтения на читателя обрушивается весь мрак и беспросветность жизни главного действующего лица — Родиона Раскольникова. Бывший студент живет в каморке у самой крыши в пятиэтажном доме. Главный прием, который использует автор в описании его быта — это ощущение тесноты. Оказавшись в таких условиях, главный герой чувствует свою неповоротливость, одиночество и пустоту. Он чувствует как узкое пространство будто бы ограничивает его, несмотря на то, что он сам сознательно отгораживает себя от людей. Эта тенденция к уединению поменяется только в конце — на перекрестке, куда Родион выйдет для того, чтобы просить прощения. Здесь и начнется его духовное перерождение.
Но до сих пор, будто одержимый, Раскольников слоняется по загрязненным Петербургским улицам, дурно пахнущим подъездам и темным кабакам. То действие, которое решил исполнить главный герой — полностью изменит его жизнь, разделит ее на до и после. Это стремление появилось у него в тот момент, когда он заложил у старухи-процентщицы подарок сестры — драгоценное кольцо. Тогда Родион преисполнился ненавистью к вредной и невыносимой, по его мнению, старухе, которая наживается на чужом горе. Она может поначалу произвести не самое приятное впечатление и на читателя, так она описана недоверчивой, кашляющей и кряхтящей. В этот момент у главного героя начинает зарождаться стремление, которое в итоге приведет его к совершению преступления.
В кабаке Родион выслушивает изрядного выпившего Мармеладова, который рассказывает о своей дочери — Сонечке. Она вынуждена торговать своим телом ради того, чтобы прокормить семью. Раскольников видит в ее судьбе аналогию со своей сестрой Дуней, которая выходит замуж за нелюбимого человека. Главный герой видит в этих судьбах великую и бессмысленную жертвенность.
Итак, непростые жизненные обстоятельства и идеологические стремления главного героя в итоге рождают новую философию права. В отличие от людей действия — тех, у которых стремления к определенным вещам перевешивают все остальные моральные установки, у Раскольникова навязчивым становится стремление к самой идее. Он начинает жить, отталкиваясь от этой идеи, а также постоянно совершенствуя ее, и в итоге совершает страшный поступок во имя нее. Но неправильная идея, которой начинает служить человек, являясь при этом цельной единицей, может привести к его расколу. Эта мысль является одной из главенствующих в романе и именно из нее вытекает выбор столь говорящей фамилии главного героя.
Родион Раскольников ведет двойное существование — одно привязано к реальному миру, а другое вытекает исключительно из своеобразной логики, которой герой сам наделил окружающие его вещи. Он не в силах отличить вымысел от реальности. Даже когда преступление еще не совершено, читатель видит человека с подорванными нравственными ориентирами, так как мысленно он убивает старуху-процентщицу множество раз. Родион приходит к выводу о том, что кровь должна быть на его совести, исходя из его философии — он имеет на это право. Главным ориентиром для главного героя является человек, обладающий властью и лишенный сомнений.
В итоге абстрактные мысли перетекают в реальность, приводя к страшному убийству. На моменте преступления теория Раскольникова начинает рушиться. На протяжении всего времени после убийства Родион борется с тяжелыми внутренними переживаниями. На этом моменте начинает раскрываться смысл названия романа Преступление и наказание — ведь вслед за преступлением Раскольникова настигает наказание в виде душевных терзаний. Всю тяжесть сделанного он осознает не сразу. Сначала главный герой стремится ответить на вопрос — получилось ли у него переступить черту, которая отделяет властного и бесстрашного властелина от «твари дрожащей». Одиночество давит на Родиона, поэтому он рассказывает обо всем Соне. Она в романе является ключом для начала духовного перерождения Родиона. Она отрицательно относится к идее о том, что Раскольников имеет право на власть над человеческой судьбой, жизнью и смертью. Он начинает понимать всю несовершенность своей идеи, а ведь он столько времени ее оттачивал и отдался ей.
Абстрактная идея главного герой разрушается на глазах. При его рассказе об убийстве другому персонажу — Свидригайлову, тот не понимает внутренних переживаний Родиона. Свидригайлов намекает на его общность с главным героем. По его мнению, Родион не подходит к тому, что совершать убийства по складу своей личности. Цинизм Свидригайлова приводит к дополнительным осмыслениям Раскольникова своей теории и здесь он окончательно осознает, что совершил тяжелую ошибку и преступление. Идея главного героя пришла к окончательному краху.
Федор Достоевский рассматривает в романе проблему губительных, ложных идей на душу человека. Выходит, на сознания и деяния людей могут влиять не только окружающая их действительность, а также мысль, которая зародилась и развилась изнутри. Главный герой столкнулся с многочисленными примерами социальной несправедливости и оказался не в силах правильно это осмыслить, что в итоге привело к неправильному решению. На все плохое, что есть в этом мире, Раскольников восстал путем бессмысленного бунта, направленным на утверждение его эгоистических побуждений.
Признание главного героя становится поворотным моментом, в результате которого ему открывается путь к спасению. Духовные переживания, через которые прошел Раскольников, приводят к его покаянию. В результате он отправляется на каторгу. Впереди долгий путь осознания и нравственного выздоровления, в ходе которого он поймет ценность человеческой жизни и идею всеобщей любви.
Смысл названия романа в том, что, пройдя через этот путь, главный герой проходит от преступления к наказанию. Писатель обозначает идеалы, которые по его мнению, должны присутствовать в обществе, а именно — гуманизм и любовь.