«Анчар» – одно из самых известных стихотворений Александра Пушкина, написанное в 1828 году. Прибегая к приему аллегории, поэт провозглашает неограниченную деспотичную власть, тиранию разрушительным злом. Символично название произведения: анчар, по легенде – смертоносное дерево, настолько ядовитое, что буквально убивает все окружающее.
Поэт вдохновился легендой, согласно которой в далеких землях растет дерево анчар, сок которого используют для изготовления отравленных стрел, а сама добыча этого сока – изощренный способ казни, которой жестокие вожди подвергают неугодных. В стихотворении анчар становится олицетворением зла, угнетения; смысл названия произведения в том, что, подобно яду зловещего дерева, тирания, подавление одного человека другим несет смерть и опустошение.
В стихотворении создается грозный образ анчара – словно царящего среди отравленной безжизненной пустыни: все живое, от сильного хищника до мелкой птицы, избегает его, а все, что бы к нему ни прикоснулось, несет смерть – он делает тлетворным даже воздух вокруг. Это – символ абсолютного зла и стихийной жестокости, несущей угрозу. Такова, по мнению поэта, сама природа насилия – всегда разрушительного. В этом и кроется глубокий смысл названия стихотворения: анчар – еще и символ безграничной власти, преступного угнетения человека человеком, чьи жестокие силы, подобно ядовитой смоле, убивают и физически, и духовно.
Если дерево наделено смертоносными свойствами помимо своей воли – таким его в «день гнева» создала природа, то человека способностью безгранично и невозбранно убивать наделяет неограниченная власть – именно таким в стихотворении предстает царь – «непобедимый владыка». Если в природе живое, следуя инстинкту самосохранения, интуитивно избегает опасности, то в человеческом обществе, построенном на неравенстве, полная подчиненность одного человека другому делает возможным жестокое уничтожение угнетателем угнетенного – «бедного раба» – ради жестоких целей распространения и умножения зла. Анчар и царь тождественны друг другу, но патологическое неравенство общества, в котором один упивается властью, а другой гибнет во имя умножения жестокости, куда опаснее губительных соков пустынного дерева. Погибнув, раб приносит владыке яд, который затем устремится во все стороны света, убивая все вокруг (совсем как отравленные анчаром воздух и вода) – зло, таким образом, порождает зло, а слепая покорность утратившего волю – это пособник зла, которому нет оправдания. Символично, что тиран не просто подобен анчару по своей природе: он умножает свою силу, прибегнув к губительным свойствам дерева, как бы отождествляя себя с ним, а его разящий яд – со своей безграничной жестокостью, от которой нет спасения – и, говоря о смысле названия стихотворения, следует отметить и эту символическую черту.
Губительность абсолютной власти, сосредоточенной в руках одного человека и направленной на истребление других, неравенство, культивируемое тиранией в человеческом обществе – к этим проблемам Александр Пушкин обращается в своем стихотворении. Порицая зло и безнаказанность, Пушкин подчеркивает противоестественность подобных явлений: как ядовитость анчара в значительной степени противоречит его растительной природе (живой и даже зеленеющий представитель флоры несет гибель), так и человеку должны быть отвратительны жестокость и пособничество злу и насилию: самоуправство и безнаказанность противоречат принципам гуманного человеческого общества, в котором нет места деспотии. Обращаясь к яркому художественному образу анчара, поэт размышляет над философией зла, над природой власти и закономерностях человеческих отношений.