Смысл названия стихотворения «Бесы» Пушкина тесно связан с событиями, происходящими в его жизни в момент написания. В 1830 году поэт готовился к свадьбе с Натальей Гончаровой. Он поехал в село Болдино, чтобы получить наследство от деда. В это время в Москве начались массовые заболевания холерой, поэтому на несколько месяцев поэт остался в Болдино.
Лирическая атмосфера небольшого поселка, простая жизнь местных жителей и живая природа вдохновили Пушкина на написание множества философских произведений. Одним из них являются «Бесы». В стихотворении поэт рассказывает, как вместе с ямщиком они по дороге попали в снежную бурю, а, как известно, этого люди в те времена очень боялись.
Пушкин говорит ямщику о том, что ему очень страшно, просит его гнать лошадей, что есть силы. Ямщик на его просьбу в ответ рассказывает историю, как в метель заблудились путники. Он обвиняет в этом бесов, которые специально устроили для них непроходимый лабиринт из снежной пурги: «В поле бес нас водит, видно, да кружит по сторонам». В доказательство ямщик приводит примеры того, как в дороге ему не раз приходилось сталкиваться с нечистой силой.
Несмотря на то, что сам поэт происходит из рода крупных землевладельцев, ему близка жизнь обычных людей. Он был человеком образованным и, конечно, понимал, что никаких бесов не существует, но само это верование дополняло образ сельской жизни и помогало проникнуться ее атмосферой.
Но, если поэт знал, что бесов нет, а для всех происходящих событий есть логическое объяснение, зачем же тогда он сделал нечисть главным персонажем своего произведения? В столь страшной ситуации, оказавшись среди поля в сильную метель и сбившись с дороги, когда от усталости кони отказываются дальше идти и неизвестно, что делать дальше, поэта охватил ужас. Пушкин встал на один уровень с простым ямщиком.
Чувствуя беспомощность и безысходность, поэт готов был поверить во что угодно – существование бесов, демонов и других нечистых сил. Ведь ямщик всю жизнь прожил в селе и, наверное, лучше знает, что происходит. По крайней мере, если виной всему бесы, можно надеяться на то, что они успокоятся. В этом случае смысл стихотворения «Бесы» Пушкина вполне понятен.
В другой интерпретации произведения в демонах завуалированы люди, в руках которых сосредоточена власть. Путники, заблудившиеся в дороге, символизируют простой крестьянский народ. Эти люди действительно заблудились, они не могут найти дорогу к счастливой жизни и обрести свободу, потому что им мешают бесы.
Причиной неблагополучной жизни крестьян является не их безграмотность и суеверия. Властям просто невыгодно их обучать, поскольку образованность может стать мощным оружием против чиновников. Крестьянский народ – практически бесплатная рабочая сила, обеспечивающая высшим сословиям благосостояние и беззаботную жизнь. Их держат в неволе, поскольку все еще действует крепостное право.
Бесы являются представителями российской элиты, которая использует простых путников, «кружит в поле» и не позволяет увидеть правильную дорогу. Правители запугали крестьян, держат их в постоянном страхе и заставляют испытывать унижения и собственную никчемность. Поэт проникся отвращением к зажиточным чиновникам, считает их «безобразными».
Собственной обиды на этих людей он не испытывает, поскольку сам дворянин. Он готов смириться с их существованием и позволить жить своей жизнью. Но ему обидно за крестьян, ведь никто не имеет права управлять жизнями других, а тем более эксплуатировать чужой труд ради собственного благополучия.
Проведя большую часть жизни в высшем свете, посещая светские рауты и балы, Александр Сергеевич наконец-то понял, насколько фальшивым является это общество. Оно пропитано лицемерием и цинизмом. Незнающие горечи жизни простых людей, сытые и самодовольные вельможи готовы растоптать и унизить крестьян ради потехи. От этих мыслей поэт испытывает гнетущую боль: «Визгом жалобным и воем надрывая сердце мне».
Поездка в Болдино открыла Пушкину новый взгляд на привычные вещи. Он понял, как тяжело живется крестьянам, в какой чудовищной ситуации они находятся. Испытав на себе все тяготы такого существования, поэт изменил свое отношение к дворянскому сословию. И, хотя сам к нему принадлежал, ощущал себя среди него чужим.