«Васе просто медведь на ухо наступил». Пылкому воображению рисуется почти сюрреалистическая картина — бурый мишка, отдавивший своей тяжелой стопой ухо какому-то бедолаге.
Как и положено пословице, это образное выражение имеет иносказательный смысл и означает человека, начисто лишенного музыкального слуха. Концентрированная народная мудрость, напоминающая фантастическую притчу, рисует знакомое нам явление лучше, чем это могли бы сделать самые подробные описания.
Если с раннего детства вы не могли пропеть правильно любимую мелодию, если в школьном хоре вы никак не могли попасть в тон, если попытки выучиться играть на музыкальном инструменте для собственного удовольствия или для услаждения друзей всегда заканчивались провалом, значит, эта пословица сложена как раз о вас. Но при чем же здесь медведь, который, если верить охотникам, дрессировщикам и натуралистам, очень любит музыку? Достаточно посетить медвежий цирк, и посмотреть, как приплясывает этот огромный зверь. Вот здесь, возможно, и заключается разгадка: косолапый Мишка, хотя и может ходить на двух ногах, выглядит в этой позиции комичным и неуклюжим. При этом на четвереньках это удивительно проворный для своих размеров зверь, способный без труда догнать и сграбастать убегающего от него человека. Тому, кто попадет топтыгину в лапы, не поздоровится!
Также мишка сам может сделать для себя музыкальный инструмент. При случае попавший в окрестности человеческого жилья косолапый охотно катает железную бочку, наслаждаясь ее грохотом. А еще медведь любит дергать щепу старого пня, наслаждаясь дребезжащими звуками. Известная игрушка «медведь на пне» изображает именно этот эпизод. Цирковые же медведи добиваются потрясающих успехов во всех видах подражания людям — от езды на мотоцикле или игры с мячом до сеансов игры на барабане. Впрочем, если человек настроен работать над собой, он может преуспеть не меньше косматого зверя. В частности, практически любой желающий может развить музыкальный слух, особенно если ему поможет внимательный и чуткий педагог. Сравняться таким путем с музыкантами-профессионалами вы вряд ли сможете, но научиться наигрывать популярные мелодии или петь, не терзая уши окружающих своим голосом — легко.
Трудно сказать, когда могла родиться эта пословица, ведь люди встречались с медведями с самых незапамятных лет, с тех пор как доисторические охотники то отвоевывали у медведей их любимые пещеры, то хоронили сородичей, павших в поединке с грозным клыкастым зверем. Многие народы, в том числе и наши предки-славяне, чтили медведя как священного зверя, изображали в его облике своих богов или верили, что медведи могут вступать в браки с людьми. Многие легендарные герои, включая и русских богатырей, были сыновьями обычных женщин и медведя. В медведей охотно превращались колдуны, чтобы или помогать своим сородичам и не давать спуску их врагам, или, напротив, вредить своим.
Люди пытались и приручить опасного зверя, хотя, придя в пору зрелости, медведь становился слишком опасен и либо умерщвлялся, либо проводил свой век в клетке или на цепи. Смельчаки отваживались бороться с таким прирученным медведем, и тот, кто выходил живым из единоборства, получал награду от царя, князя или вождя. Словом, что-что, а повадки медведей были нашим предкам хорошо знакомы!
Со временем потехи с медведями теряли свой религиозный характер и становились просто испытанием на ловкость и удаль. Те, кто внимательно читал Льва Толстого, Некрасова и других русских классиков, помнят о ходивших по селам и ярмаркам поводырях с медведем, заставлявших мишку плясать под нехитрую музыку балалайки или гармоники. Сегодня же ручного медведя можно увидеть только в зоопарке или на арене цирка. Выделывающий разные трюки мишка может показаться милым и уморительным, пока не продемонстрирует зрителям внушительные клыки или мощные когти. Тогда-то даже самому наивному человеку становится ясно, к каким последствиям может привести близкое знакомство с медведем. Вот так, наверное, и родилась пословица о медведе, наступившем на ухо.