Предки оставили нам заветы, ориентируясь на которые, нужно строить свою жизнь. В том числе, и в пословицах. Народная мудрость гласит: « Не стоит город без святого, а село без праведника». Но в обиходе эта пословица часто урезается. Так кто же такой праведник и почему без него село «не стоит»?
Это человек, который живет по законам совести, по правилам нравственности, не творит греха. Его отличают бескорыстие, готовность прийти на помощь, поделиться последним, честность, искренность, способность к состраданию. По-другому он не умеет жить.
Село. Что здесь подразумевается – конкретный населенный пункт или нечто другое? В контексте данной пословицы имеется ввиду «населенный мир». Это и деревня, город, страна, и в то же время семья, коллектив. Большие и малые миры, где живут и взаимодействуют люди.
Не стоит село без праведника. Общество держится на людях, которые живут общечеловеческими ценностями: любовью к ближнему, справедливостью, стремлением к добру, чистотой помыслов. Праведники являются примером и нравственным ориентиром для всех остальных. Они никогда не закроют глаза на чужую беду, подчас даже в ущерб себе. Показывают, что такое «поступать по-человечески».
Что было бы, если бы таких людей не было среди нас? Давайте представим. В наш век скорости, суеты, поклонения материальному успеху, отгороженности от других, это несложно. Глядя друг на друга, люди видели бы только стремление достичь достатка любыми средствами, эгоцентризм, разобщенность, жесткую конкуренцию, закрытость. И человек нужен другим только как средство достижения цели. Попользовались и выбросили, а дальше «твои проблемы». А что там у него в душе, хорошо ему или плохо, да кому это надо? Страшно жить в таком мире. Что ни говори, а человек – существо не только с телом, но и с душой, которую тоже нужно обогреть. Какова была бы, например, семья, где все относятся друг к другу, только исходя из полезности человека для хозяйства, то есть бездушно?
Поэтому человечество всегда нуждается в праведниках. Парадоксально, но факт: обществу нужны такие люди, без них оно не сможет быть полноценным и здоровым, но их прекрасные качества часто служат предметом насмешек и упреков. При всем их нежелании выделяться, праведные люди невольно обращают на себя внимание окружающих, слишком уж нетипичны их реакции и поступки. Для одних они служат образцом, других раздражают и смешат. Лучшие черты интерпретируются многими как бесхребетность, слабость, глупость.
Вспомним классику. Соня Мармеладова (роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) с ее глубокой верой в Бога и жертвенностью пользовалась репутацией испорченной девушки и была оклеветана, хотя ее поступками руководило лишь желание спасти семью от голодной смерти. Князь Лев Николаевич Мышкин (роман «Идиот» Ф.М. Достоевского) каждого на своем пути пытается понять, жалеет, легко отдает деньги и никогда никого не осуждает. Тем не менее, для общества он «идиот», потому что поступает по сердцу и по совести. Матрена (рассказ «Матренин двор» (первое название «Не стоит село без праведника») А.И. Солженицына) – добрейшей души женщина, которая, тем не менее, не пользовалась уважением односельчан. Ведь она всем помогала, но бесплатно, делилась, чем могла, а имущества не нажила.
Но прекрасно то, что рядом с этими праведными людьми рядом оказываются и те, кто может разглядеть их свет, по достоинству оценить их истинные мотивы и сердечность. Те, кто, глядя на них, сам становится лучше, праведнее. Наверное, это и есть их главное предназначение.
Данная пословица – отсылка к библейской истории об уничтожении городов Содома и Гоморры со всеми жителями за их крайне развращенный образ жизни. Во время долгой беседы Господь сказал старцу Аврааму, что пощадит Содом, если в нем найдется хотя бы десять праведников. И тогда город будет спасен, устоит. Конец истории известен – Содома не стало. Поэтому праведник – светлая надежда человечества на будущее. Делать добро и не делать зла. И тогда мир станет чище и добрее. И наше село будет стоять долго.