Значение и смысл пословицы «Своих выдавать — добра не видать».

Значение и смысл пословицы "Своих выдавать - добра не видать". Смысл пословицы

Предателей не любили во все времена, и немудрено: когда выживание тебя и твоей семьи зависит от верности и надёжности окружающих, невольно начнёшь испытывать презрение к человеку, который решил наплевать на товарищей и выдать своих врагу. Даже если у предателя были на то веские причины.

Явление предательства описывается ещё в Ветхом и Новом Заветах: история Каина, который убил своего брата Авеля из зависти; Иуда, который продал жизнь Иисуса Христа первосвященникам за тридцать сребреников. Наверное, как только появились первые племена людей со своими вождями, родилось и явление предательства. И несмотря на всевозможные смягчающие обстоятельства, на добрые намерения иных стукачей – человечество всегда было весьма категорично к тем, кто предаёт доверие.

В русском языке даже есть пословица «Своих выдавать – добра не видать». Её сложно понять превратно, ведь мысль донесена очень прямолинейно: если решил предавать чьё-то доверие, готовься к неотвратимому возмездию. Не всегда люди говорили эту пословицу в качестве угрозы, скорее наоборот — предательство считалось грехом, а значит предателя ожидала кара небесная. Наши предки верили, что судьба не будет благосклонна к стукачу, и предателю не видать в этой жизни ни добра, ни покоя.

Интересно, что явление стукачества воспринимается в нашем обществе негативно, даже если стукач выдаёт секреты своих подельников-преступников властям. Казалось бы, человек совершает благое дело, сотрудничает с полицией, выполняет свой гражданский долг! Но сам факт того, что преступник улыбается в лицо своим подельникам, а за их спинами раскрывает все секреты полицейским, много говорит о характере стукача. Двуличие никогда не было в чести, даже если оно оправдывалось благими намерениями. Ведь как можно доверять человеку, который уже однажды предал «своих»?

Пословицу «своих выдавать – добра не видать» часто используют, чтобы вразумить ябеду в школьном коллективе. Опять возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, ученики обязаны доложить учителю или сотрудникам школы, если они оказались свидетелями хулиганства или чего-то подобного; но с другой стороны, ябеда, который выдаст своих товарищей, лишит их возможности повиниться самостоятельно, и сам при этом потеряет доверие школьных друзей.

Смысл пословицы можно часто встретить в литературе, особенно если автор повествует о героизме либо предательстве. Например, у Николая Васильевича Гоголя в его известном произведении «Тарас Бульба» есть такое описание старшего сына Тараса Остапа: «…никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать». Данные строки очень показательны: они призваны подчеркнуть разницу между Остапом и младшим сыном Бульбы Андреем, которому суждено стать предателем. Автор подчёркивает, что Остап был неспособен на предательство даже своих друзей-хулиганов, которые обворовывали чужие огороды, и это являлось вернейшим показателем его надёжности в будущем — в отличие от изворотливого Андрея. Очевидно, Тарас Бульба придерживался народной мудрости и был согласен с известной пословицей, когда решил самолично покарать Андрея, предавшего соратников и Родину. Своих выдавать – добра не видать.

Оцените статью
Добавить комментарий