Значение и смысл пословицы «Своя земля и в горсти мила»

Значение и смысл пословицы «Своя земля и в горсти мила» Смысл пословицы

Социальная и нравственная основа, на которой человек выстраивает свою жизнь и судьбу — любовь к местам, где он родился и вырос. В паремиологическом фонде русского языка немало присловий об Отчизне и чувстве малой родины. Образными сравнениями и противопоставлениями полны народные высказывания о родном крае (своей стороне) и загранице (чужбине). Один из фразеологизмов этой тематики – «Своя земля и в горсти мила». Как правильно истолковать пословицу?

У того, кто находится вдали от дома, горсть родной земли вызывает теплые воспоминания и ощущение неразрывной связи с дорогими сердцу людьми, поднимает настроение, придает силы. Но не обязательно это земля в прямом смысле. Для человека становится особенным что-то незначительное — любая вещица, которая ассоциируется с родными краями (предмет быта, камень-голыш, засушенный цветок). К примеру, у писателя И.А. Бунина в эмиграции символом Родины были запах и вкус антоновского яблока.

Употребление в поговорке слова «мило» передает тоску по отчему дому и тягу к семейному очагу. Надолго покидая «насиженные места» русский человек очень скоро начинал скучать по своим близким, по привычному быту и распорядку, по традициям и знакомой с детства природе. Да и жизнь в неизведанном краю всегда труднее, чем там, где все любо-дорого. Ностальгия и воспоминания бередят душу: Чужбина — калина, родина – малина. Своя сторона по шерстке гладит, чужая — насупротив.

Поверье об особой силе родной земли

С давних времен в жизни славян понятия Родины, милого сердцу края, отчего дома неразрывно связаны с почитанием своей земли. Она кормит человека взращенными на полях хлебами, поэтому издревле зовется мать сыра земля, кормилица, матушка. Слово «земляк» обозначает особую общность людей, которые родились и выросли в одних местах.

В древности на Руси было принято побожиться и клятвенно съесть землю, когда скрепляли уговор, обещали сохранить тайну, доказывали верность своего слова. В современном мире клятва землей сохранилась только в детских играх. Но часть обрядов с землицей, как самым дорогим, что есть у человека, осталась.

  • В знак уважения и благодарности русские люди отвешивали три низких (земных) поклона: родителям, отчему дому и кормилице-земле.
  • Получая крестьянский надел, наши предки символически закрепляли право собственности: обходили свой участок с земляным комом, положив его за пазуху или на голову.
  • Былинные герои из древних сказаний припадали к земле, чтобы набраться силушки богатырской. А воины казачества, вернувшись из похода, прежде встречи с семьей опускались на колени и целовали родную землю.

Своим происхождением пословица обязана древнему языческому обычаю славян – брать с собой горсть родной земли, отправляясь в далекий путь. Ее насыпали в тряпицу или специальный мешочек и носили на груди. Верили, что такой духовный оберег защитит от бед и напастей. Купцам и мастеровым это помогало в чужедальних краях осилить новую жизнь и не очень тосковать по дому. Они высыпали себе под ноги немного из потайной ладанки со словами: «Я по своей земле хожу».

Но самой сильной символика родной земли была у древнерусских воинов, особенно у казаков Сибири и Кубани. Уходившие в поход брали ладанку с землицей. Она предназначалась для того, чтобы вместе с воинскими атрибутами попасть в могилу павшего воина. По религиозным канонам, душа считалась спасенной и попадала в Рай, когда тело человека было предано родной земле. Быть похороненным на родине считалось благом: Своя земля — свой прах. Горем была смерть на чужбине: И кости по родине плачут.

По сей день сохранилась традиция: родственники и близкие тех, кто умер вдали от дома, привозят на места захоронения родную землю. В православных обрядах прощания с умершим принято сопровождать пожелание Царствия Небесного брошенной в могилу горстью земли. Пословицам о том, что преданность милым сердцу местам человек проносит через всю свою жизнь, вторят поэтические строки С.А. Есенина: «Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!».

Оцените статью
Добавить комментарий