Сериал «Горе от ума» – осовремененная версия великой классики. Или всё не так однозначно? И классическая литература использована с целью привлечь внимание зрителей? Список набирающих популярность веб-сериалов в 2019 году пополнился картиной с громким название. По жанру работу можно отнести к детективам. Структура необычна. Восемь коротких серий длиной менее двадцати минут. Каждая заканчивается небольшой интригой. Это поддерживает эмоциональный фон сериала на постоянном достаточно высоком уровне. Концовка, которую не ожидаешь, вознаграждает зрителя за внимание. Но об этом позже.
Герои с именами из произведений известных классиков оказываются в нашей реальности, даже Молчалин. Необычно, что герои взяты не только из грибоедовского «Горя от ума». Некоторые перекочевали в экранизацию из Достоевского и Грибоедова. Главный герой грибоедовский – это Чацкий. Известный интернет-блогер, изобличающий порочность структур управления. Очевидно, что при такой деятельности герой нажил очень много врагов. В завязке Чацкий погибает: выбросился из окно. Сложно поверить, что это самоубийство. Никто в это и не верит. Если и рассматривать случай, как самоубийство, можно предположить одну причину. Неудачные отношения с Софьей. Той самой, грибоедовской Софьей, которая, как и в классике, подверглась влиянию отца Павла Фамусова, нашедшего ей «подходящего» жениха. Через небольшое время погибает коллега Чацкого – Базаров. Весь сериал строится на расследовании убийств. Доверяют это дело следователю Порфирию Иванову. Этот персонаж далёк от виртуальной реальности. Поэтому ему предстоит разобраться параллельно в двух проблемах.
По мере развития сюжета понимаешь, что от классики в сериале только имена и обилие цитат. Поднятые вопросы, а их много, осовременены тоже. Но эти вопросы такие же актуальные, как проблемы и терзания героев в произведении. Поднята вечная тема взаимоотношения поколений, поиска себя, принятия и признания обществом. Другое направление – тема сватовства и кумовства. Мы все знаем содержание «Горя от ума» и «Отцов от детей». И предполагаем, что сериал нам предоставит то же самое, только немного в другом времени. А получаем мы совершенно новое прочтение представленных проблем. Этим хорош сериал. Получая не то, что ожидал, зритель тем не менее получает кое-что более важное. Задел на анализ своей жизни. Больная зависимость от социальных сетей, поиск себя, попытки добиться признания общества и достичь успехов на карьерной лестнице. Это насущные темы для сегодняшнего дня. Хорошая пища для размышлений. Тому, чтобы эта пища была более насыщенной, способствует концовка последней серии.
В последней серии мы узнаём, что Чацкий инсценировал свою смерть. Уже одно это впечатляет. Потому что ожидаемым было, что героя кто-то убил. Ключевое место в окончании следует отдать разговору Порфирия и Чацкого. На вопрос «зачем?» Чацкий разражается длинным монологом, в котором поднимает многие важные темы. Он отсеивает семена от плевел, заставляя зрителя задуматься о том, на что мы тратим свою жизнь. Чацкий сожалеет об отсутствии семьи. Многомиллионная аудитория ничего не значит. Подмена настоящих ценностей пустыми, виртуальными процветает в нашем мире. Отсюда вытекает другая проблема – поиск себя. Блогера не удовлетворяла популярность в соц. сетях, потому что в реальной жизни это не столь важно. Но сложно безболезненно выйти из виртуального мира в настоящий, что и послужило причиной инсценировки. Также интересен короткий эпизод финала. Раздаётся звонок, Чацкому звонит Софья, которой герой отвечает. Что это, случайность? Или Софья знала обо всём, и герои вместе совершили бунт против старых устоев.
Наименее раскрытый герой, максимально не похожий на классического, Базаров, в финале действительно погибает. И это единственная аналогия с «Отцами и детьми». Он погиб молодым, в рассвете лет и сил.
В целом, финал полон, но не закончен. Есть явный намёк на следующую современную интерпретацию классики – гоголевские «Мёртвые души». Возможно, эта картина позволит нам по-новому взглянуть на другие наши проблемы, которые мы привыкли не замечать.