Новый российский сериал, вышедший на экраны осенью 2019 года рассказывает историю простой советской девушки, живущей в сибирской глубинке и много лет ждущую возвращения мужа с фронта. Однако, судьба преподнесет главной героине множество испытаний, предложив сделать сложный выбор между новым знакомым девушки и внезапно вернувшимся супругом.
Основной смысл фильма Отчим
Идея фильма на тему истории послевоенной страны и судеб живущих в ней людей не нова для отечественных режиссеров и актеров. Переосмысление последствий одной из самых страшных войн человечества через призму обычных людей, пусть и не участвовавших прямо в военных действиях, но прочувствовавших весь ужас и безысходность, которые приносит в жизнь людей война, стало основным мотивом телесериала.
Сибирь, не тронутая нацистскими войсками, продолжает жить обычной жизнью, за исключением напряженного ожидания солдат, ушедших на фронт. Люди также ведут хозяйство, ссорятся, дружат, влюбляются, ревнуют. Красота Насти, главной героини сериала, сыграла с ней злую шутку: на нее засматриваются деревенские мужчины, но она продолжает ждать с фронта отца своего сына и любимого мужа Ивана. Женская зависть и чрезмерное мужское внимание порождает неприятные слухи, однако и их героиня пропускает мимо ушей.
Освещается в фильме и политическая ситуация тех времен. Многие из героев – бывшие дворяне (например, свекор Насти – бывший «кулак», остановившийся на ночлег глава крайкома Игорь Галицкий тоже имеет далеко не пролетарское происхождение). Несмотря на суровые времена и официально принятую линию партии, многие не разделают сталинистские убеждения. В ночь, когда Галицкий вынужден провести у Насти, он неосторожно роняет политически опасную фразу, критикующую советского правителя. Настоящей катастрофой оборачивается и обычная детская неповоротливость, когда на партийном собрании сын героини, Мишка, случайно роняет портрет Сталина: мальчика исключают из октябрят, он становится изгоем среди других советских детей. Кроме того, происшествие дает повод свекру Насти послать донос на ночного гостя, в котором отец видит конкурента своему пропавшему сыну.
Поднимается в фильме и проблема простой супружеской верности, которая проходит проверку временем и тяжелыми событиями. Друг пропавшего Ивана начинает открыто ухаживать за красавицей, что вызывает волну ненависти у его жены, Нины, которую действия мужа толкают на самые отчаянные шаги. Ради нее он готов бросить семью, однако получает категорический отказ, после чего решается на изнасилование. Настя становится заложницей обстоятельств и вынуждена вынашивать ребенка Сергея. Не стерпевший оскорбления свекор убивает насильника. Осиротевший сын Сергея вымещает накопившуюся злобу на Мише. Галицкий, отпущенный из лагерей, вновь приезжает в деревню к Насте.
Ложь во имя спасения семьи выступает непримиримой соперницей счастья: Настя врет Галицкому про отца ребенка, которым беременна. Однако внезапно в деревню возвращается пропавший муж Насти, Иван: он обвиняет женщину в измене, обращается с ней крайне жестоко. На помощь Насте приходит Игорь. Мужчина, наведя справки, узнает, что Иван, обвиняющий жену в измене, после окончания войны сменил имя и женился второй раз. Тюремный срок разлучил Ивана со второй женой и после года тюрьмы он вернулся в сибирскую деревню.
Новые испытания, ожидающие героев, еще не раз столкнут между собой супругов, друзей, соперников и врагов. Несмотря на значимые перемены – новый брак, взрослеющие дети, смена политического строя, переезд и новые возможности, герои верны своим убеждениям, а значит, продолжат учиться на собственных ошибках, еще не раз столкнувшись с людьми из трагичного прошлого и вновь будут вынуждены делать серьезный выбор. Героям необходимо будет научиться не только держать удар, но и прощать некогда близких им людей, отпускать тех, кто стал чужим и писать сценарий собственного счастья на чистом листе.
Смысл финала фильма
Плата за ошибки – неизбежное условие накопления жизненного опыта. Вступившего на путь криминала сына покойного Сергея, Витю, бандиты избивают до полусмерти, наглядно продемонстрировав, что он никогда не сможет стать среди них «своим» и надеяться ему не на что. В больнице парень осознает ошибки и пытается наладить отношения с девушкой, вынашивающей его ребенка.
Иван, оставшийся жить в деревне и от отчаяния начавший отношения со вдовой Сергея Ниной, так и не смог найти душевный покой. Спустя много лет ему суждено познакомиться с дочерью его бывшей супруги Насти и узнать всю правду о судьбе женщины, которая ждала его с войны семь лет.
Галицкий вновь добивается высокого положения в обществе и продолжает вести борьбу с бандитами. Насте суждено познакомится с женщиной, которая укрывала бывшего мужа у себя после войны при трагических обстоятельствах.
Горе, которое ранее лишь разъединяло, может и объединять, и учить людей, и помогать им исправить совершенные ошибки. Примирение, прощение и любовь выступают своеобразным символом финальной сцены.