Песня «Алюминиевые огурцы» входит в первый альбом группы «Кино» «45», выпущенный в 1982 году. В советские годы студентов периодически отправляли на так называемую «картошку». Виктор Цой во время учёбы также ездил на уборку колхозного урожая.
Фанаты и в наши дни предпринимают попытки найти тайный смысл песни Алюминиевые огурцы, ищут подтексты, хотя сам певец говорил: «Алюминиевые огурцы» — это чисто фонетика, и, может быть, какие-то ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи. Фраза совершенно не имеет смысла. Эта песня — попытка полного разрушения реальности, какого-либо реализма. Можно назвать это реальной фантастикой. Можно в какой-то мере сравнить этот подход с театром абсурда Ионеско. Только у нас не мрачное разрушение элементов действительности, а более весёлое.»
Скрытый смысл текста песни Алюминиевые огурцы Цоя
Перед дальнейшим прочтением, мы рекомендуем прослушать данную композицию ещё раз, чтобы освежить свою память и лучше понять, о чем же песня Алюминиевые огурцы. Попробуем разобрать непосредственно текст песни:
«Здравствуйте, девочки,
Здравствуйте, мальчики»
Здесь автор обращается к своим поклонникам, понимая конечно, что большинство из них — молодёжь.
«Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики, да-а»
Цой ожидает от зрителей приветствия, рокерского жеста в виде сложенных «козой»пальцев. Но почему же окно? Ведь поклонники видят его на сцене. Возможно, имелся в виду экран телевизора, а некоторые считают, что Цой предчувствовал раннюю смерть, и окно в данном случае — это окошко в другой, потусторонний мир.
Дальше идут наиболее известные и пожалуй самые спорные строки, а именно — припев: «Ведь я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле». Она конечно абсурдна, говорится о съедобных огурцах, но почему-то сделанных из алюминия, да еще и сажают их не в землю, а в брезент. Осенняя погода во время работ на колхозных полях конечно была пасмурная и мрачная, возможно мы здесь видим отсыл к серому невзрачному цвету и самого урожая, и окружающей действительности. Или же это образ гранат, разбрасываемых среди мирных полей, намёк на военные действия, проводимые СССР например в Афганистане… А кто-то видит в огурцах и фаллический символ. Такая вот многогранная и до сих пор спорная авторская метафора.
«Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца:
Металл не принесёт плода,
Игра не стоит свеч, а результат — труда».
В советское время были довольно популярны анекдоты о чукчах. И ведь обычно если разговор идёт о мудрецах, то зачастую подразумеваются мудрецы восточные, а у Цоя — чукотские. Здесь прослеживается ирония над старшим поколением, но всё-таки к ним автор прислушивается, хотя и не без раздражения. Такой небольшой конфликт «отцов и детей». И конечно продолжается речь и о бессмысленности военных действий, и о сомнительных результатах труда советских людей, работы в дождь, работы грязной, тяжёлой, неоплачиваемой, при этом обязательной. Ведь когда семена сажают в плодородную землю, они прорастают, а сажать в брезент — бесполезно.
«Злое белое колено
Пытается меня достать,
Колом колено колет вены
В надежде тайну разгадать».
Колено — возможно образ начальства, которое смотрит, заставляет выполнять то, что люди считают бессмысленным. Всплывает ассоциация с фразой «довести до белого каления» — то есть Цой чувствует, что скоро народ будет доведён до какой-то крайней точки, возможно предвидит скорые перемены. И здесь же есть намёк на иглу, на наркотики — «колет вены», возможно имеются в виду попытки расширения границ сознания с помощью алкоголя или наркотиков с целью отыскать всё-таки смысл кажущейся бестолковой окружающей серой советской действительности.
«Кнопки, скрепки, клёпки,
Дырки, булки, вилки,
Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку, упадут туда…»
Перечисление атрибутов советской действительности, что-то похожее на «бутылку кефира, полбатона», среди них есть и рокерские клёпки, всё это у Цоя смешивается и попадает в копилку, как результаты труда, результаты творчества или просто символы его эпохи, в которой он «сажает алюминиевые огурцы». И то ли тракторы просто соберут этот урожай, то ли это намёк на танки, ведь поле-то у нас брезентовое, которые проедутся по окружающей серости, и в итоге будет построен новый мир. А может он имел в виду всё это наследие, оставленное нам для разгадок, а пока мы гадаем, он сам в другом, вечном мире продолжает «сажать алюминиевые огурцы»?..
Хотя сам автор считал смысл песни неважным, возможно он чуть схитрил. Ведь важны не только конкретные слова, но и образы, возникающие у слушателей, в которых можно уловить и скуку, и тоску от довольно серой и закрытой жизни в СССР, и осуждение войны, намёки на её бессмысленность, а может всё-таки Цой чувствовал надвигающиеся перемены, ведь в отличие от тяжеловатых строк, музыка у песни довольно беззаботная.
Напишите в комментариях свой смысл песни Алюминиевые огурцы. Мы с нетерпением будем ждать!
Сажать аллюминивые огурцы на брезентовом поле.
Делать бесполезную работу.
Я всю жизнь был уверен, что песня об установке заклёпок на одежде, что было популярно в рок культуре того времени, и осуждалось пожилыми «мудрецами» и не приветствовалось органами власти.
Мне нравится твой вариант. Он небанальный и не лишён смысла. Спасибо
Тоже самое мне сказал один мужчина, которому посчастливилось видеть Цоя вживую
В песне он описывает свою деятельность. Под чукотскими мудрецами он поёт о тех кто не разделяет и непонемает его взгляды, но берёт на себя смелость оценит его творчество, как пустую трату время.