Группа Би-2, образованная в 1988 году, наверное, одна из наиболее известных рок-групп в России. Начав с музыкальных экспериментов в подростковом возрасте и репетициях в бобруйском ДК шинного комбината, приятели Шура и Лева, основатели и бессменные участники группы, прошли долгий и тернистый путь к успеху. Музыканты успели пожить в Израиле и Австралии, выпустить десять студийных альбомов, получить множество музыкальных наград, среди которых премии World Music Awards, MTV Russia Music Awards, Russian Music Awards и др. Песни группы Би-2 неоднократно звучали в качестве саундтреков к фильмам.
Композиция «Полковнику никто не пишет», знаменитый саундтрек легендарного фильма Алексея Балабанова «Брат-2», стала главным хитом группы и настоящим гимном эпохе. В 2014 году Би-2 записывают альбом #16плюс, в который вошла песня «Компромисс», позже вошедшая в радио-ротацию и возглавившая хит-парады. В 2016 году выходит клип на песню «Компромисс», набравший в первый же месяц более миллиона просмотров. К концу 2019 года клип собрал почти 30 миллионов просмотров на YouTube и более 120 тысяч лайков. Какой смысл скрывается в этой композиции, ставшей такой популярной и тронувшей сердца такого количества поклонников группы? Поскольку участники группы не дали прямого объяснения своей прославившейся песне, разберем ее самостоятельно.
Песня «Компромисс» начинается с обращения к некоему «дорогому другу», в котором легко узнать увлеченного молодого человека: «ел сердца, пил и курил, зажигал и гасил». Вероятнее всего, лирический герой обращается сам к себе и ко всем, кто сделал шаг во взрослую серьезную жизнь, достиг «возраста Христа», метафорически обозначающий 33 года.
В юности у каждого из нас есть свои желания и стремления, и кажется, что мы еще успеем всего достичь и все попробовать, но мы даже не замечаем, как наши мечты становятся все менее и менее важны. Жизнь молодого «друга» полна приключений и страстей, но со временем каждый новый день становится похож на предыдущий. Некогда пылкого молодого человека затягивает жизненная рутина, и постепенно мечта юности ускользает от него, рискуя так никогда и не сбыться.
Припев, который начинается со строчки «Лежит на струнах пыль», вносит еще большую ясность: для многих мечтой, от которой пришлось отказаться в пользу «серьезной взрослой жизни», была музыка, но, как это часто случается, люди постоянно совершают компромиссы не в пользу любимого дела. Пока человек «сглаживает все углы», отказываясь от рисков и страшась возможных неудач, проходит его жизнь. Последний куплет начинается с такого же обращения к «другу». Казалось бы, в этом четверостишии мы можем услышать некоторую надежду, что ничего еще не упущено, и тоску, которая заглушается алкоголем или незначительным хобби («запоем или спортом»), можно прогнать.
Еще есть возможность рискнуть, смахнуть пыль со струн, и вспомнить, каково это – быть молодым. Но все упирается в роковое слово «напоследок»: даже если человек попытается воскресить мечту, это будет только робкая попытка и не более, потому что его сознание и желания давно закостенели в рамках многолетних компромиссов.
Итак, из приведенного анализа становится очевидным, почему композиция носит название «Компромисс». Весь текст повествует о том, как мы постоянно хватаемся за мечту, оставаясь при этом в зоне комфорта и не желая идти на риски. Мы учимся, зарабатываем деньги, берем на себя ответственность, одновременно с этим не забывая о своей мечте и думая, что однажды, когда закончится суета и все важные дела будут сделаны, мы вернемся к ее исполнению. Однако более удачный момент так и не наступает, и мечта погибает в череде жизненных компромиссов.