«Убивать». Автора песни с таким названием впору привлечь к ответственности за экстремизм, если бы это не был покойный лидер «Гражданской обороны» Егор Летов, от песен которого можно было ждать чего угодно, только не политкорректности. К счастью для себя и для своих поклонников, он жил в непричесанное время, когда о политкорректности и слыхом не слыхивали и упоминания о «могилах», «сырой земле», «смерти» и прочих далеких от казенного оптимизма вещах давно не привлекали внимания самых бдительных цензоров.
Сам Егор говорил, что его песня не имела никакой привязки ни к текущим политическим событиям, ни к популярным фильмам, ни к прочим преходящим вещам, а просто отражала его душевное состояние и предчувствие катастроф, которыми переполнен мир. Он жил как на взводе, а от такого настроения проще простого если не сорваться с катушек, то хотя бы на мгновение вообразить себя могучим яростным существом, которое может в два счета перекроить эту фальшивую жизнь, полную суеты, картонных святынь и бессмысленных ритуалов.
«Я выражаю ярость стихий, состояние человека, который живет как в кошмаре и чувствует, как бушующие в нем страсти раздирают его на клочки», — говорил Егор, говоря о чувствах, которые побудили его написать эту песню. Черно-белый режим, на который переключается герой — это состояние, которое сродни не знающему полутонов черно-белого кино и одновременно приступам обжигающим ярости, которую не зря называют белой, сравнивая то с белизной льда, то со смертным холодом. А еще это чувство сродни пламени огня или ярости дикого зверя, который не умеет выражать свои чувства в стихах, зато может отчаянно выть на луну, такую же холодную и белую, как и его тоска. От такой безнадеги и в самом деле появится седина, даже если тебе еще далеко до старости!
Одновременно герой песни пребывает в состоянии тревожного сна, покоясь где-то в окружении кленов и других деревьев под теплым ласковым солнышком. Так что можете быть спокойны — никакого апокалипсиса не произошло, это всего лишь сон человека, которому опостылела жизнь. А сны неподвластны цензуре, во сне вам могут грезиться любые немыслимые вещи, и никто не встанет рядом с вами с судейским молоточком и не скажет «Запрещено». И вообще, бывает такое состояние, когда действовать просто невозможно и остается погрузиться в тяжелое забытье, переживая в подсознании все, что хочется совершить наяву. Привет дедушке Фрейду!
Но что это за фальшь и за праздничные даты, о которых поется в песне? Ведь начало «нулевых» было чем угодно, только не торжеством официоза, более того, попытки «придумать» государственную идеологию были настолько провальными, что над ними не смеялись разве что малые дети! А вот ответ на этот вопрос мог бы дать разве что там Егор, сто раз повторявший журналистам и просто поклонникам, что стихи или песню нельзя пересказать, как простенький сюжет из школьного сочинения. В этом и заключается ценность его песен и других шедевров русского рока, которые оказываются к месту в любом окружении и в любые времена, и в безнадежно тяжелые, и в приторно-сладкие.