Мир не так идеален. Не возвышен и не так совершенен, как хотелось бы. Уродство и красота тесно переплетаются в нем, образуя канву реальности, и человеку довольно сложно мобильно лавировать между этими понятиями и осознавать, что в тот же момент, когда он познает прекрасное, где-то далеко кто-то умирает. Чем меньше мы думаем об этом, тем проще жить. Лишний груз, лишнее чувство сопричастности — всё это останавливает нас перед тем, чтобы постоянно размышлять о том, что мир слишком жесток, уродлив и далек от того идеала, который рисуют в утопиях.
Песня «Красота и уродство» со свойственной для жанра сменой резких, чётких образов, обыгрывает как раз эту тему.
Дуализм добра и зла, прекрасного и безобразного, морального и аморального, правдивого и лживого, ужасов этого мира и его красоты — центральная тема «Красоты и уродства».
Соединяя диаметрально противоположные образы, позиции и представления, автор песни показывает то, насколько сильно все то, что образует реальность, в которой мы существуем, двулично: где-то происходит что-то хорошее, а где-то — плохое, и эти ситуации, тесно переплетаясь между собой, формирует весь наш мир со всеми его сложными процессами.
Автор играет на противоположностях. Образы насилия и беззакония сменяются более позитивными образами, будто бы на секунду перекрывая негативизм первых. Это так похоже на реальный мир — композиция и выбранные образы как раз и стремятся к тому, чтобы вызвать у слушателя эмоции, сильные и яркие, чтобы песня запомнилась и казалась социально острой, поднимающей глобальные проблемы.
Угадываются в ней и следующие мотивы: люди бросаются в крайности, видя либо только хорошее, либо только плохое — это особенность человеческого мышления, тесно связанного с его психотипом. «Красота и уродство» по своей композиции и основной идее показывает, что мир не делится на чёрное и белое, что он сер — всё то, что кажется кому-то нормальным и хорошим, для другого будет неизменно злом. Адекватная позиция в данном случае — осознавать дуализм реальности и принимать его.
Где-то случится хорошее, но также случится что-то плохое. Где-то то, что мы порицаем, является нормой — все зависит от культурных и нравственных ценностей конкретной личности. Для кого-то философия имеет значение, а для кого-то это — пустой звук, ненужная вещь, бесполезная для этого мира. В контексте песни это предстает скорее с позиции разницы веков — варварские племена существовали задолго до появления Канта, и некоторые их моральные ориентиры радикально отличались от тех, по которым живём мы.
Гуманизация общества, моральные ценности, философские размышления и прочие прелести гуманитаризации приводят к тому, что люди начинают задумываться о границах зла и добра, красоты и уродства, морального и аморального — это существовало всегда, просто было не таким обширным и глобальным, как сейчас, в эпоху доступа едва ли не ко всей информации мира.
Песня насмехается над ситуацией, возникающей едва ли не повсеместно: где-то убивают невинных людей, а где-то идёт экскурсия, посвященная жизни Горького. Где-то постигается искусство, а где-то о нём ничего не знают и не хотят знать. Где-то смеются, а где-то задыхаются от слёз. Это нормально — в этом и заключается реальность нашего мира.
В песне находит своё отражение и ранжировка тяжести проблемы, которую человек осознает. Кого-то волнует что-то глобальное, а кого-то нет, но мы в любом случае подвержены критическому мышлению, моральному и нравственному выбору. Мы мыслим относительно нашей системы ценностей: для кого-то важно малое, для кого-то — обширное. Так или иначе, мы всё равно стремимся преобразовать реальность, в которой существуем, вносим в неё что-то совершенно новое, либо уменьшая, либо увеличивая количество «грязи» и проблем в нем.
Не каждый человек может четко распознать границу между красотой и уродством. Не каждый способен осознать и принять её — это сложно, это ломает привычную картину мира. Но это нужно сделать для того, чтобы определиться со своей позицией в отношении тех или иных проблем.