«Пеня о детстве» вышла в две тысячи пятнадцатом году на Ютубе. Интересно, что иллюстрации к ней были нарисованы самим И. Растеряевым, автором композиции, неумелым художником, а проиллюстрированы его близким другом, Павлом Егоровым.
Клип, несмотря на свой не очень эстетичный вид, быстро набрал несколько сотен тысяч просмотров: и это неудивительно. Песня, написанная взрослым человеком о его теплых и светлых воспоминаниях о детстве трогает до самых тонких струн души. Но что интересно: взрослый автор произведения – ребенок эпохи, рожденный на периферии Советского союза. Давайте же рассмотрим его лирику поближе.
Сельский музыкант
Игорь Растеряев, рожденный в СССР, 1980 году, с самого проводил лето в деревне поэтому о сельской жизни, о которой музыкант вспоминает с нежностью, он знаком не понаслышке. Игорь Вячеславович, рожденный в семье художников, также выбрал карьеру в искусстве: поступил в институт сценического мастерства Санкт-Петербурга и получил должность в театре, даже сыграл несколько ролей заднего плана в российский фильмах.
Музыкой артист занимается, что называется – для души. Игорь Растеряев самостоятельно обучился игре на гитаре еще будучи подростком: проводя юношество в деревне, он часто играл друзьям любимые песни, сидя ночью у костра: в этот же период он написал свои первые песни. К сожалению, в них содержались матерные слова, и исполнитель перестал их играть после того, как священник высказал свое отрицательное мнение по поводу подобного творчества. Помимо фестивалей и камерных концертов, музыкант выложил некоторые свои работы, наложенные на бюджетные клипы, на Ютубе.
Интересный факт: И. Растеряев не слушает музыку в машине, он даже магнитолу не держит в автомобиле. Поэтому в дороге музыкант непроизвольно начинает напевать себе под нос: так и зародились многие из его песен.
Игорь Растеряев не самый известный автор России. Тем не менее, именно в его творчестве можно услышать самый что ни на есть русский дух: дух советских и постсоветских времен – причем, И. Растеряев не делает акцент на этой национальности. Напротив, будучи на четверть финном, имеющий лучшего друга – казака, он охватывает лишь метафоры, показывает в своем творчестве атмосферу сельской жизни, жизни простого российского мужика. Вероятно, именно поэтому многие работы музыканта были сыграны на аккордеоне. В песне автора есть та капелька души, которая заставляет каждого слушателя прочувствовать эмоцию до самой ее глубины.
«Мы костру с картошкой верим»
Прежде чем мы начнем обсуждать слова, предлагаю взглянуть на само оформление клипа, ведь бюджетный вариант был снят не просто так. Интересно, что рисунки были сделаны самим музыкантом. Он, хоть и талантливый артист и музыкант, но не художник. Но это ничуть не портит видеоряд: напротив, эти неумелые рисунки добавляют произведению детскую непосредственность: а именно этого ощущения и добивался поэт, создавая композицию. Более того: благодаря тому, что композиция сыграна на аккордеоне, а не на гитаре (на которой И. Растеряев также умеет играть), ощущение советской атмосферы усиливается, делая все произведение максимально уютным.
В нашем анализе мы будем рассматривать «Песню о детстве», прежде всего, как лирическое произведение, то есть – стихотворение. Сделаем мы это по одной простой причине: потому что песни можно и нужно относить к литературному произведению.
В песне четко просматривается душевный кризис, который испытывали люди тех лет:
Нам 15 лет настало,
А стране – всего 4.
Дети, которые провели свое детство на стыке двух режимов – уже не верные последователи советской идеологии, не борцы за светлое будущее. Но еще и не новое поколение, уже готовое жить и творить по-другому, по-новому.
Если для Истории этот развал – был лишь ошибочным шагом, то для жителей этой эпохи Развал Советского союза, особенно детей, обернулся злой шуткой: все, чему их учили родители, учителя, пионервожатые оказалось ложью. Об этом и говорят строки про поломанные идеалы.
Политика, однако, не самая главная тема произведения. Куда важнее отношение лирического героя к происходящему. Ведь детство он вспоминает не с ужасом и горестными восклицаниями, а напротив: с теплом и нежностью.
Вероятно, поэтому первый абзац целиком посвящен яркому и вдохновляющему воспоминанию ночной дороги среди полей «ржи и гречки»
И это ощущение возвращенного юношества распространяется все произведения. Благодаря ему лирика приобретает не печальное, как ожидается от такой тематики, настроение, а напротив – вдохновляющее.
Романтичная ночь, гитара, подростки – уже начавшие свой путь, но еще не знающие, куда. Все эти образы, оседающие глубоко в сердце слушателя, подкрепляются еще одним, самым теплым: образом «костра с картошкой».
Этот общий знаменатель, мерило времен, сквозь которых проходит герой – является чем-то, что сидит глубоко в душе и греет ее, несмотря на все невзгоды, через которые проходит человек. Об этом и говорят последние строки.
Ребята, не знавшие куда им идти, повзрослели, и разъехались кто куда. Но это теплое воспоминание навсегда осталось в их сердцах.
Не правы учителя, когда задают вопрос: «чему хотел научить автор?»; не в каждом произведении есть стопроцентный жизненный «лайфхак», не каждый писатель по определению прав. Ведь все мы люди, и это неоспоримо.
Но эмоции, переданные Игорем Растеряевым в этом произведении говорят о многом; воспоминание о ночи, проведенной у костра, возможно, послужило лирическому герою созданием внутреннего стержня, не гнущегося, что бы ни случилось.
Вполне возможно (зачем иначе писать строки в повелительном наклонении), лирик и нам дает совет – когда все плохо помнить о времени, когда ты был счастлив.
Подводя итоги, хочется сказать: слушайте почаще такие песни. Хорошие, искренние, от которых душа трепещет. Они позволяют понять, что жизнь – это не бесконечный бег белки в колесе. Они дают возможность остановиться, пусть на минуту, вздохнуть полной грудью, и понять – «я живу». Прочувствовать этот момент до самых кончиков волос, прежде чем отправиться дальше в надежде, что это мгновение не будет вами забыто так же, как слишком многое, что ежедневно оставляется позади.