Магомаев Муслим Магометович – российский и азербайджанский эстрадный и оперный певец, подаривший слушателям множество красивых песен, узнаваемых едва ли не с первых нот. Он дебютировал со своим исполнением в 1961-ом, в пятнадцатилетнем возрасте, однако приобрел свою известность лишь в 1963-ем после выступления на заключительном концерте фестиваля по азербайджанскому искусству, проходящем в Кремлевском дворце. Магомаев ушел из жизни в 2008-ом в возрасте 66 лет.
«Синяя вечность» — чуть ли не самая известная песня Муслима Магомаева, удостоившаяся почетного звания национального достояния. Песня была написана летом в 1969-ом, а первые ее наброски украшали обыденную обеденную салфетку. Слова к ней написал Геннадий Козловский, инженер-теплотехник и поэт.
«Синяя вечность» очень образная и сильная композиция с красивой живой музыкой, так полюбившейся многим. Попробуем разобрать ее по частям, чтобы понять, о чем поет Магомаев.
Первый куплет рассказывает о воссоединении лирического героя с морем. Море здесь – это некий символ свободы и порыва. Магомаев поет, что море возвращает жизнь в его сердце и встречает его, словно старого друга. Значит, море чем-то похоже на певца. Возможно своим рвением к свободе, возможно своей внутренней силой и могуществом.
Второй куплет начинается намного спокойнее и нежнее. Здесь Магомаев рассказывает, что звезды падают, потому что ищут ласки. Это явная аллегория на его собственные чувства. Образ звезд – образ человека, ищущего понимания. Весь космос – это беспросветное одиночество. Автор описывает внутренние переживания от того, что не может найти любящего человека, того, кто понимает его. После идут строчки, в которых море мчится звездам навстречу. Муслим Магомаев явно дает понять, что именно в море он находит утешение. Композиторы, писатели поэты не редко искали в силах природы понимания, вдохновения, ответы на философские вопросы.
Припев этой песни весьма сильный. Автор взывает непосредственно к морю, описывает его силу, причем именно шумное волнующееся состояние. Прибой также олицетворяет внутренние переживания и конфликты человека, а возможно и просто сильные эмоции от чего-либо. Последующим четверостишием Муслим Магомаев просит море забрать его с собой, ссылаясь на повесть «Алые паруса». Первоначально строчка припева звучала так: «В дальние станы, к моей Ассоль!», но после небольших изменений, внесенных Геннадием Козловским для более ритмичного звучания песни, обрела свой конечный вид: «Море возьми меня в дальние дали парусом алым вместе с собой.». Муслим Магомаев очень хотел оставить связь с повестью Александра Грина «Алые паруса».
В книге алый парус служил символом надежды и веры в чудо, и получается, если проводить параллель с текстом песни, Магомаев отождествляет себя с чем-то возвышенным и важным. Однако если смотреть на первоначальный вариант, то можно считать, что автор сравнивает себя с Артуром Грэем. По книге именно этот человек совершил для Ассоль чудо, значит, певец ощущает себя способным на любые свершения радом с тем, кого бы он полюбил, и это как раз совпадает с атмосферой бушующей стихии.
Сильные слова этой песни дополняют профессиональный вокал Муслима Магомаева и его прекрасная воодушевляющая музыка. Песня «Синяя вечность» несомненно является одной из лучших композиций эстрадной музыки того времени, и не прослушать ее – большое упущение.